Гибкое решение. SCM-платформа AXELOT создает новые возможности цифровизации компаний

Следуя тренду цифровизации бизнеса, крупные компании стремятся внедрять самые инновационные программные продукты для решения своих задач. Но часто заказчики становятся заложниками ограничений, так как имеющиеся ИТ-системы не способны комплексно удовлетворять все возникающие у бизнеса потребности, тяжеловесны, а стоимость владения ими весьма высока. Присутствует и обратная сторона медали – исторически накопленный «зоопарк» разнообразных систем, которые хоть и решают множество задач, но зачастую плохо взаимодействуют между собой и требуют построения сложных схем интеграции.

Необходимость перехода на российское ПО обострила эту проблему, но, с другой стороны, – российский ИТ-рынок получил стимул к развитию, появились новые возможности. Например, компания AXELOT создала решение, которое позволяет без излишних затрат времени и ресурсов полностью модернизировать систему управления цепями поставок при помощи компонентов единой платформы. О том, в чем инновационность нового решения и какие программные продукты нужны сегодня крупным предприятиям, рассказал директор по развитию бизнеса AXELOT Долгих Артем Владимирович.

— Какие новые решения появились в сфере управления бизнес-процессами в последнее время?

— Это очень широкий вопрос, но общий тренд, наверное, в создании вертикальных решений, состоящих из различных компонент, которые отвечают за поддержку тех или иных бизнес-процессов. Этот тренд, конечно, появился не год назад, а начал эволюционно развиваться ранее, но факт в том, что на сегодняшний день мы видим на рынке все больше продуктов различных разработчиков, которые предлагают платформенные решения с многокомпонентной структурой.

— Как именно происходила эта эволюция?

— «На заре времен» российского ИТ-рынка основную нишу занимали, скажем так, ПРАсистемы, которые решали какой-то ограниченный набор учетных задач. Например, всем известная «1С:Бухгалтерия». Со временем вокруг таких ПРАсистем начал появляться слой из новых интерфейсов и функциональности, в том числе -  для подразделений, автоматизировать которые изначально не планировалось. Затем стало появляться понятие модульности, то есть формирования определенных пакетов функциональных возможностей – состав этих пакетов соответствовал задачам функциональных подразделений компании, их потребностям и специфике.

Когда «под одной крышей» собралось достаточное количество модулей, итогом стало появление корпоративных информационных систем класса ERP – это был, можно сказать, горизонтальный продукт. Далее работа велась не столько над расширением функционала, сколько над развитием платформы, интерфейсами, производительностью. Постепенно «кристаллизовались» монолитные ERP-системы. Отдельные модули также развились настолько, что для них уже начали создавать подмодули, в которых реализовывали расширенную функциональность, и вот они оказались заложниками исходной ERP-системы. Начался процесс создания вертикальных решений. Как на основе ERP-платформ, так и на основе ПРАсистем. А что-то даже с нуля.

До появления решений класса ERP системы развивались без оглядки на какую-либо целостность ИТ-контура, что привело в итоге к множественным случаям так называемой «лоскутной автоматизации». И даже для случаев, когда вертикальные решения создавались на основе ERP-платформ, очень много где целостность была потеряна – использовались разные подходы, функциональность была «внахлёст», принципы событийности не совпадали, именование объектов в различных базах отличалось, использовались противоречивые принципы лицензирования и т. д.

Как итог – на сегодняшний день есть понимание, что разработка вертикальных решений должна осуществляться в виде компонент, объединенных «общим знаменателем верхнего уровня», где с одной стороны покрывается даже больший, чем в ERP, набор функциональных требований различных уровней управления – от стратегического и среднесрочного планирования до исполнения конкретных операций, а с другой стороны есть практически полная независимость компонент, что дает возможность внедрять лишь необходимую часть в соответствии с потребностями конкретной организации. Причем, «общий знаменатель верхнего уровня» подразумевает настолько глубокую архитектурную совместимость компонент, что логически это одна единая система с единым подходом к проектированию и реализации составляющих.

— Какие подходы в проектировании подобных систем применяются?

— Разбиение монолита на компоненты – сложная задача. Мало того, что получившиеся решения должны уметь существовать вполне самостоятельно. Также каждая компонента должна нести в себе вполне конкретную ценность для бизнеса, даже будучи внедренной в «единственном лице». Компоненты должны быть определены таким образом, чтобы была возможность оптимизировать сроки внедрения за счет снижения количества автоматизируемых подразделений. Архитектура платформы и, как следствие, решений должна предусматривать отсутствие ограничений для различного развития продуктов – как технологического, так и функционального. Также сразу необходимо решить вопрос «транспорта» – речь не только о данных, помимо простого обмена, взаимодействие должно быть двунаправленным, событийным.

Этот подход лег в основу AXELOT SCM — интегрированной модульной платформы для комплексной автоматизации ключевых процессов управления цепочками поставок: планирования пополнения и обеспечения, оперативного исполнения и контроля, управленческого учета и анализа ключевых показателей.

Некоторые компоненты AXELOT SCM давно известны — это WMS и TMS, другие только формируются и пока что мало знакомы российскому бизнесу. Нужно понимать, что компоненты могут быть сформированы не только по функциональному признаку, но и на уровень выше: управление запасами, прогнозирование, взаимоотношения с клиентами и т. д.


— В чем инновационность решения AXELOT SCM?


— Основная идея AXELOT SCM лежит в том, чтобы «есть слона по частям». Разбивая функциональность на блоки, мы существенно снижаем нагрузку и сложность замещения старой системы, а также снижаем риски перехода к новому «композитному» решению.

Среди компонентов платформы AXELOT SCM уже есть следующие решения, поддерживающие различную функциональность:
● управление запасами и заказами (DOM);
● управление складом (WMS, WOS);
● управление перевозками и транспортным парком (TMS);
● решение сложных комбинаторных задач (SCAP).

Если максимально использовать возможности AXELOT SCM, то в этом случае компонента DOM становится мастер-системой по обработке заказов на продажу и принятие решений о закупках, резервировании и перемещениях в рамках исполнения этих заказов. Наряду с оперативным обеспечением заказов, в DOM выполняется планирование пополнения на основании планов продаж, которое позволяет инициировать регулярные закупки у поставщиков и межскладские перемещения, которые отвечают за поддержание целевых уровней запасов по сети. При этом компоненты AXELOT SCM по управлению складом (WMS, WOS) и перевозками (TMS, FMS) также встраиваются в эту схему и не требуют разработки дополнительных средств интеграции.

— В чем преимущества внедрения AXELOT SCM?


— Компоненты AXELOT SCM (DOM, WMS, WOS, TMS, FMS) не только имеют большую функциональную наполненность, чем модули ERP, но и изначально более гибки, что позволяет оптимизировать не только сроки, но и затраты на автоматизацию. Продукты AXELOT дают возможность по-новому взглянуть на задачу обновления ERP или миграции на «рукопожатный» стек, они позволяют подстроиться под текущие потребности и развивать цифровой ландшафт компании, включая в него новые компоненты в тот момент, когда в них появляется потребность.

Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.