Возможности и риски. Почему цифровая грамотность не менее важна, чем информационная безопасность?

Информационная безопасность стала актуальным трендом в последние годы, с развитием цифровизации растет число рисков. Но часто причиной взлома ИТ-систем становится человеческий фактор, люди просто не знают базовых принципов безопасного использования сети. Решением стали программы повышения цифровой грамотности для сотрудников компаний и населения. Какие программы реализуют крупнейшие ИТ-компании России и зачем это нужно, разберемся в материале.

Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис» 

Технологии проникли в нашу жизнь гораздо сильнее, чем это осознают многие люди. Важно понимать не только возможности использования ИТ-решений в работе и повседневной жизни, но и правила безопасности. Злоумышленники не дремлют и повышение цифровой грамотности задача не менее важная, чем, например, рассказ о правилах дорожного движения. А учитывая, что цифровизация будет только нарастать, необходимость таких программ трудно переоценить.

В первую очередь цифровая грамотность важна для развития ИТ-индустрии, внедрения новых решений. Ведь если потребитель понимает суть продукта, у него есть базовые знания о нем, то продать ему усовершенствованное решение гораздо проще. Например, если люди понимают как устроен интернет-банкинг, им проще продавать какие-то услуги из этой сферы. В любом случае сегодня просто необходимо погружаться в эту тематику, это стало правилами жизни, потому что IT сегодня практически в каждой сфере экономики.


Мы реализуем собственные программы повышения цифровой грамотности в сфере информационной безопасности. Конечно, там не идет речь про базовую компьютерную грамотность, мы рассказываем о каких-то более продвинутых вещах вроде защиты персональных данных или тестирования на проникновение. Но эти темы актуальна для многих. ИБ очень бурно развивающееся направление и у нас постоянно заполненные аудитории, причем приходят люди разных возрастов и разного уровня подготовки.

Александр Дворянский, директора Департамента информационной безопасности и специальных решений Sitronics Group

К сожалению, на сегодняшний день статистика показывает, что большая часть пользователей не уделяет должного внимания безопасности и информационной «гигиене» при использовании стационарных и мобильных устройств, серфингу в глобальной сети интернет и отношению к своей персональной информации.
На практике более 50% всех утечек информации, компрометации данных и мошенничеств в сфере высоких технологий происходит по вине самих пользователей. 
Поэтому реализация программ цифровой грамотности более чем необходима, так как информации для обычных пользователей не так много.

Можно отметить, что в корпоративном сегменте руководители уделяют достаточно внимания вопросам повышения осведомленности своих сотрудников. В настоящий момент мы видим появление компаний, оказывающих услуги по повышению осведомленности сотрудников компании, тестированию сотрудников, многие компании выводят подобные услуги в отдельное направление – Awareness. Это окажет положительный эффект на многие отрасли, так как новые сотрудники будут приходить уже с базовыми знаниями по основам информационной безопасности.


Для нашей компании вопросы цифровой грамотности также актуальны, помимо обучения своих сотрудников, мы читаем курсы по базовым основам информационной безопасности в ряде крупнейших вузов страны. У нас есть несколько курсов для пользователей с разным уровнем подготовки – от базового до профессионального.

Роман Романов, заместитель генерального директора по развитию компании САТЕЛ

Повышение цифровой грамотности населения по ряду причин является важной задачей как на государственном уровне, так и в сфере бизнеса. Во-первых, в условиях растущих киберрисков понимание основ цифровых технологий критически важно для информационной безопасности человека, а также той организации, где он работает. Во-вторых, учитывая динамичное развитие цифровых профессий освоение навыков и компетенций в сфере информационных технологий значительно расширяет свободу выбора карьерной траектории. В-третьих, для бизнеса реализация программ повышения цифровой грамотности для своих сотрудников является универсальным полезным методом максимально раскрыть кадровый потенциал, взращивая новые таланты внутри штата, а также повысить лояльность квалифицированных специалистов, которые чувствуют потребность в непрерывном обучении и совершенствовании.

В целом уровень цифровой грамотности населения России в последние годы растёт, что отражают результаты мониторингов НАФИ на платформе «Активный гражданин». Так, по итогам 2022 года индекс цифровой грамотности составил 71%, тогда как в 2018 году был оценён всего в 52%. Доля граждан с продвинутым уровнем владения цифровыми навыками и компетенциями возросла до 29%. Установлена взаимосвязь между стремлением молодёжи к освоению цифровых технологий и повышением популярности ИТ-профессий. В числе массовых просветительских проектов в сфере цифровой грамотности и кибербезопасности отметим «Цифровой ликбез», «Цифровые кафедры» и школьный проект «Урок цифры».

Однако программы повышения цифровой грамотности эффективны и для уже сформировавшихся специалистов, поэтому всё больше компаний включает их в свои экосистемы корпоративного обучения.

Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.