Как будут выглядеть магазины будущего? И почему управление данными станет ключевым процессом в торговле.

Механизм доставки товаров от производителя к покупателю стремительно меняется. Особенно интересная трансформация происходит в сфере продуктов питания.  Если еще пару лет назад основным местом покупок были привычные магазины, то сейчас потребители поняли удобства получения продуктов прямо на дом. Что дальше? 

Какое будущее ждет технологии управления поставками продуктов и как изменится сфера ритейла мы поговорили с Леонидом Николаевичем Якубовским, советником директора по направлению EDI компании «Сбер Корус».

- Что сейчас представляет собой ИТ-система управления сетью магазинов?

- Современная торговая сеть — это разветвлённый механизм, и набор ИТ-систем зависит от самой структуры компании. Эти системы внедрялись за последние 10–15 лет и каждая компания подбирала продукт, исходя из потребностей.


У всех примерно одинаковые задачи: автоматизация перевозок, закупок, бэк-офиса, управления персоналом, движения товаров, управления финансовыми потоками, управление маркетингом, общее управление данными.  Но каждая компания выбирала свое решение, которые по мере внедрения создавали инфраструктуру торговой сети, поэтому любая система управлению сетью уникальна - набор разнородных инфосистем. И очень сложно обеспечить единое управление данными, синхронизацию. Это сложнейшая задача, и решать ее нужно за счет новых классов систем, которые могут заменить сразу группу ранее используемых решений.


Торговая сеть замыкается на поставщиков с одной стороны, с другой стороны на покупателей. В период пандемии остро встал вопрос обеспечения процесса доставки продуктов, сети стали активно внедрять решения для интеграции с курьерскими сервисами и автоматизировать процедуру закупок у поставщиков.

- Выгодно ли менять годами создаваемую систему?

- ИТ-инфраструктура требует постоянных вложений, это определяет конкурентоспособность компании. И сейчас сети пришли к необходимости оптимизировать работу установленных разнообразных систем, переходить на новые решения. Десятки или даже сотни миллионов рублей в месяц – это расходы крупных компаний на ИТ, обновление идет постоянно. Это для них сейчас вопрос жизни и смерти.

- Какие процессы нужно менять в первую очередь?

- Торговая сеть — это проводящий тоннель от производителя к покупателю. Идеальная сеть - это когда у производителя с конвейера вышла шоколадка, а она уже куплена. И такие технологии возможны если правильно управлять данными. Имеющиеся соцветие разнородных систем сильно усложнят обработку данных, затягивает процессы внутри компании, а иногда данные просто теряются. Следовательно, применение нескольких систем для ключевых процессов значительно тормозит развитие компании в целом.

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании


Технологии позволяют сильно изменить процесс продажи. В скором будущем искусственный интеллект сможет оценивать рынок и вычислять для каждого завода что и сколько ему нужно произвести чтобы товар 100% продался, какое сырье закупить и что изготовить. Уже сейчас появляются высокотехнологичные производственные площадки, которые ориентируются изначально на работу с торговыми сетями. В том числе ИТ-инфраструктура заводов будет заточена на работу с торговыми сетями, будет происходить все большая интеграция.

Какими дальше станут торговые сети? Уже сейчас понятно, что уклон идет в онлайн-покупки, это дает массу возможностей управления данными. Сети знают, что нравится конкретному покупателю, могут отправить ему напоминание о скидках на любимые товары. Благодаря этим данным можно прогнозировать спрос.


Сами магазины тоже меняются, появляются дарксторы, магазины без касс и без продавцов, клубы по интересам. Но главный тренд – это впечатления, эмоции при покупке, и именно это станет самым важным фактором успеха торговых сетей. Товар сам по себе будет не так важен, нужно будет придать ему эмоциональный окрас. И нужен будет канал, который сможет этот продукт доставить вместе с эмоциями.

Технологии позволяют сильно изменить процесс продажи. В скором будущем искусственный интеллект сможет оценивать рынок и вычислять для каждого завода что и сколько ему нужно произвести чтобы товар 100% продался

- Насколько это актуально для России?

- Это не привязано к территории, это актуально для человечества в целом, это эволюционный процесс. Это ход истории, который не зависит от состояния экономики. Все люди одинаково тянутся к хорошему, будущее в этом смысле неизменно.


Производитель, с одной стороны, заслуживает иметь прямой контакт с покупателем, так как именно он создает продукт, но в силу того что конечному потребителю нужен ассортимент, возникает магазин, где представлен набор продуктов нужных человеку. Раньше эта полка была в магазине, сейчас это виртуальное пространство. Каждый может выбирать свой магазин, тот куда ему приятно приходить и выбирать, делать покупки. Кто сможет создать такой магазин в онлайне? Это могут быть и производители, и сети, и ИТ-компании, но тот, кто это сделает однозначно выиграет и смещаться все будет в сторону выгоды производителя.


- Какие ИТ-решения для торговых сетей сейчас в тренде?

- Первое – это работа торговой сети с поставщиками. Этот блок должен быть закрыт единой платформой со всеми необходимыми функциями: начиная от момента, когда поставщик впервые оставил заявку на работу с сетью, заканчивая полным сопровождением поставки, где есть все данные для всех служб внутри сети.


Портальное решение для взаимодействия с поставщиками и несколько локальных систем, ориентированных на юридическую систему, финансовую и логистику.
Второй блок систем должен быть ориентирован на электронную коммерцию. ПО, которое позволяет видеть рынок через призму Интернета: анализировать товары аналоги, цены конкурентов, всю эту информацию привязывать к планированию ассортимента и цен — это мощный инструмент для работы маркетолога торговой сети.


- Какие проблему возникают в работе сетей с поставщиками?

- Есть большая проблема по синхронизации данных о товарах, около 50% товарных позиций в сети дубли и ошибки. Например, есть 3 карточки товаров на сахар, на один и тот же. Соответственно могут 3 раза заказать один и тот же товар, в итоге будет большой избыток этой позиции. Потому что сотрудники не видят заказы друг друга, система видит каждый товар как разный, хотя, по сути, это одно наименование.


С другой стороны, есть проблема заведения нового товара — это до сих пор делается вручную с помощью excel-таблиц. Поставщик может ждать неделю или даже месяц пока его товар появится в системе сети. А если возникла ошибка в описании, то поставку не смогут принять – это влечет убытки для поставщика и нехватку товара для сети.


В идеале поставка должна выглядеть так: сеть отправляет заказ, у поставщика сразу его получает товаровед и бухгалтерия, сразу поступает ответ по возможности поставки в нужном объеме, и заказчик подтверждает заказ. Все, товар отправили, получили и выставили на полки.


Нужно в единой системе объединить всю цепочку участников торгового процесса. С одной стороны сделать единую систему управления, с другой стороны чтобы она параллельно работала с разными службами. Это значительно ускоряет и упрощает процесс закупок. Эти задачи решает МDM-система, она позволяет все данные упорядочить, чтобы товары не дублировались и закупки проходили без ошибок.


- Какие возможности дает МDM-система?

- Приведу примеры недавнего внедрения в компании Mondelēz - крупнейшего производителя кондитерских изделий и снеков. У компании была задача создать паспорта всего ассортимента товаров, адаптированные для разных каналов продаж.
При внедрении системы были оцифрованы все единицы и уровни упаковки продукции компании. В связи с тем, что данные из глобальных PIM-систем, которые использовались в компании ранее, были недостаточны, по итогам оцифровки был расширен атрибутивный состав товаров с учетом специфики рынка РФ и разнородных требований покупателей — торговых сетей и маркетплейсов.


На следующем этапе была организована передача стандартизированных данных товаров во все каналы продаж для дальнейшего использования их покупателями и обеспечения единого представления продукции Mondelēz Int. на всей территории РФ. Ранее этот бизнес-процесс производился вручную и предполагал заполнение огромного количества файлов, что не гарантировало полноты и актуальности данных, увеличивало время листинга, а также приводило к дополнительным трудозатратам. Внедрение MDM-системы обеспечило автоматическое обновление информации о товарах в собственных ИТ-системах клиента и мгновенную и безопасную отправку данных торговым сетям, дистрибьюторам и интернет-магазинам — в том числе по изменениям в атрибутах продукции. Существенно сократилось и время вывода на рынок новинок: за счет автоматической синхронизации данных новый цифровой паспорт товара можно сразу же передать во все каналы продаж и принимать заказы.


Следующим шагом планируется автоматизировать для производителя процесс планирования продаж в каждом канале по каждой ассортиментной позиции. Это позволит перейти к более эффективному управлению отгрузками, минимизировать стоки и оперативно корректировать производственные планы в соответствии с реальным покупательским спросом. Можно сказать, что на основе MDM-платформы можно создать идеальную торговую цепочку, которая определит формат торговых сетей будущего.


Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.