Стратегии импортозамещения. Как максимально сохранить инвестиции и минимизировать сложности перехода на отечественное ПО?

Уход зарубежных вендоров стал определяющим мотивом по переходу на отечественное программное обеспечение. Оставшись без технической поддержки и возможностей развития сервисов, бизнес вынужден пересмотреть стратегии в области автоматизации. Одина из стратегий - исключение зарубежного ПО и включение вместо него в действующую инфраструктуру российских продуктов, в том числе новых разработок. Очевидно, что это непростая задача.

Опытом решения таких стратегий и задач поделился Селезнев Валерий, директор по развитию компании «Эксклюзивные бизнес-технологии».

— Какие основные направления работы у вашей компании?

— В момент основания компании в 2004 мы определили три направления работы: интеграция программного обеспечения, заказная разработка и внедренческая деятельность. Выбранная тогда стратегия принесла положительные результаты. Мы заключили контракты и успешно реализовали ряд проектов с коммерческими и государственными организациями. Работая с клиентами, мы не только росли, но и формировали свой уникальный подход.


На сегодняшний день наш основной фокус все также сосредоточен на интеграционных проектах и заказных разработках. Кроме того, мы ведем разработки для замены ушедших с российского рынка западных вендоров. Сейчас это очень актуальное и востребованное направление.

— На компании какого масштаба и сферы ориентированы ваши услуги?

— Надежный и безопасный информационный обмен между различными автоматизированными системами актуален для всех. Но для средних и крупных компаний, холдингов он более выражен - развитая и неоднородная IT-инфраструктура, множество баз данных, большое количество клиентов и многообразие бизнес-процессов, которые должны быть персонализированы под каждого клиента. Именно такие компании составляют основную часть наших заказчиков.


А что касается сферы деятельности, то в портфеле наших проектов есть банки, логистические компании, системообразующие предприятия и даже разработчики программного обеспечения.


Очевидно, что успех любого проекта – это всегда удачный симбиоз заказчика и исполнителя. За годы работы мы накопили достаточный опыт и знания, позволяющие нам взаимодействовать не только с коллегами по профессии, но и с ключевыми специалистами сферы управления, функциональными специалистами.


— В чем особенность вашего подхода?


— Главная особенность в том, что из множества различных систем и баз данных мы умеем формировать целостное решение, работающее как единый организм и позволяющее решать различные бизнес-задачи.


Есть такое выражение - «штучная работа». Вот это точно про интеграцию – мы создаем уникальные решения. Для нас нет нерешаемых задач.


— Расскажите подробнее о ваших кейсах – какие уникальные решения были предложены?


— Таких проектов много. Например, работа с логистическим 3PL оператором Tablogix. Был большой и интересный проект с РосЕвроБанком. Наиболее ярким стал проект создания Автоматизированной системы управления логистическим транспортным центром г. Сочи (АСУ ЛТЦ), который реализовывался в целях подготовки и проведения Олимпийский и Паралимпийских игр Сочи 2014. В составе АСУ ЛТЦ реализовывалось почти два десятка подсистем, включая: ситуационный центр, планирование грузовых перевозок всеми видами транспорта, мониторинг железнодорожных, авиационных, морских перевозок, управление складами и грузовыми площадками, транспортное моделирование и другие. Кроме того, АСУ ЛТЦ должна в автоматическом режиме взаимодействовать со смежными системами ОАО «РЖД», ГК «Олимпстрой», Оргкомитет Сочи 2014, системами строительных подрядчиков-грузополучателей и другими системами.


Для реализации проекта была создана команда из различных производителей и поставщиков программных решений. В зоне нашей ответственности была задача создания единого информационного пространства, обеспечивающего работу всего составного комплекса как единое целое. Для этого мы создали и внедрили подсистемы «Интеграционная платформа» и «Мониторинг и диагностика АСУ ЛТЦ».


В результате создания АСУ ЛТЦ г. Сочи были достигнуты такие экономические эффекты как: снижение затрат на транспортное обслуживание олимпийского строительства, обеспечение безопасности пассажирских перевозок, рост пропускной способности сочинского транспортного узла более чем на 20% и снижение потребности в автотранспорте не менее чем в 1,5 раза.


В целом, за годы работы мы реализовали не один десяток сложных и интересных интеграционных проектов.

— Какие кейсы в сфере импортозамещения реализовала компания?

— В 2022 году мы реализовали проект по созданию программных компонент для управляющего программно-технического комплекса «Российской системы управления и обеспечения безопасности движения поездов на высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург». В число задач проекта входили:

- разработка компоненты отображения в реальном времени оперативной обстановки на ВСМ в целом и отдельных участках, включая станции, перегоны, график движения поездов, график оборота - табло диспетчера;
- разработка кластерной компоненты реального времени с механизмом синхронизации данных, обеспечивающая прием и обработку телематических данных.


Проект полностью уникальный и инновационный. Во-первых, это система управления в реальном времени, обеспечивающая движение поездов по высокоскоростной ж/д магистрали и, соответственно, безопасность пассажиров. Во-вторых, требованиями заказчика ставились: жесткое соблюдение положений Постановления Правительства «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как следствие, при разработке программного обеспечения не должно было использоваться иностранное программное обеспечение и сторонние библиотеки с открытым кодом. В-третьих, разработанные программные компоненты должны эксплуатироваться на вычислительном оборудовании российского производства "Эльбрус" в среде операционных систем "Эльбрус" и "Эльбрус-Д" в режиме 24х7х365. Мы справились с целевыми задачами и с серьезными технологическими ограничениями.


Сейчас в стране реализуются проекты по строительству инфраструктуры - автомобильные и железные дороги, морские и речные перевозки. Мы готовы делиться с потенциальными потребителями полученным в проекте опытом, особенно в части создания систем управления в реальном времени.


— Какие у вас планы развития?


— В планах создание серии продуктов, направленных на импортозамещение. Продукты будут представлены под общим брендом DATATUBE. В настоящее время мы выпустили первый продукт DATATUBE.CLUSTER - отказоустойчивый программный кластер, обеспечивающий в режиме реального времени надежный прием, обработку, синхронизацию и передачу потоков данных. С ним можно более подробно ознакомиться на нашем сайте.

Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.