Метавселенные и искуственный интеллект. Основные тенденции в онлайн-образовании сегодня и завтра

Онлайн-образование не потеряло популярность после пандемии и продолжает активно развиваться. Все больше людей выбирают удаленный формат обучения, который позволяет получать образование без привязки к определенному месту. Сегодня получение профессий дистанционно доступно в передовых вузах страны и их программы соответствуют мировым тенденциям. В процессе обучения уже активно применяется искусственный интеллект, а в ближайшие годы образовательный процесс может переместиться в метавселенные. О том, какие возможности дает сегодня дистанционный формат образования и что ждет студентов в будущем, рассказала руководитель службы кураторов дистанционного обучения Института международных экономических связей Черницына Маргарита Михайловна.

— Какие специальности сегодня наиболее востребованы в вашем вузе и почему?

— На данном этапе мы отмечаем высокую популярность среди абитуриентов таких направлений как «Психология», «Реклама и связи с общественностью», «Бизнес-информатика». Важно отметить, что классические наши направления: «Экономика» и «Менеджмент» – также не сдают своих позиций. Популярность данных направлений свидетельствует о росте интереса и востребованности в социальной, экономической и технической сферах сопровождения бизнес-процессов. Высшее образование с каждым годом становится все ближе к сфере бизнеса в широком смысле этого слова.


— Как организован процесс обучения в онлайн-формате?


— В нашем вузе мы стараемся организовать комфортную среду обучения: не важно обучается студент очно или по большей части онлайн. Мы сформировали и постоянно совершенствуем нашу электронную образовательную среду. Мы двигаемся по пути максимальной интерактивности и практического разнообразия процесса обучения. В общем виде прямая маршрута обучения такая же, как и на очной форме: подготовка к сессии (лекции, семинары, консультации и мастер-классы), сессия, период переаттестации и каникулы до следующего семестра.
 Отличие состоит в том, что студенту фактически не нужно приезжать в Институт. Он может обучаться в любом месте, где есть интернет. Ограничен он только графиком посещения семинарских занятий, которые тоже проходят в формате онлайн. Кураторы сопровождают студентов от момента зачисления до самого выпуска: консультируют, отвечают на вопросы, проводят групповые встречи в онлайн-пространстве. Все основные взаимодействия происходят через электронную почту, мессенджеры и по телефону. У ребят также есть и групповые чаты, где они общаются друг с другом и с куратором. Так что, без внимания студенты не остаются.

— Какой процент студентов сегодня учится онлайн и насколько он вырастет в ближайшие годы на ваш взгляд?

— В нашем Институте на онлайн-обучении в 2 раза больше студентов, чем так называемых «очников». На данный момент набор из года в год увеличивается на обеих формах, но мое мнение заключается в том, что в век переизбытка информации и тотальной занятости онлайн-образование всегда будет превалировать числом обучающихся.


— Какие тренды в онлайн-образовании вы могли бы отметить в России?


— В первую очередь хочется выделить главный тренд в онлайн-образовании – это индивидуализация образовательного подхода и маршрута. Во вторую очередь, конечно, важно упомянуть практикоориентированность в учебном процессе: начиная от материалов для изучения, заканчивая самими занятиями и кейсами. В-третьих, хочу обозначить достаточно свежую тенденцию в онлайн-обучении – это акцент на целеполагании. Не секрет, что многие, выбирая направление обучения, не знают чего хотят, после приходится менять направление. Именно поэтому важно помочь сформулировать цель в начале обучения, показать и объяснить студентам методику определения цели, а также важно уделять внимание рефлексии. Эти навыки полезны не только на начальном этапе образовательного маршрута, они важны вплоть до выпуска.


— Какие тренды в онлайн-образовании сейчас на мировом уровне и применяются ли они в России?

— С учетом уровня доступности информации в сети Интернет очень сложно на современном этапе развития педагогики и психологии (а уж тем более сферы IT-технологий) делить тенденции в образовании на мировые и российские. Особенно это актуально для онлайн-образования. Назову пару особенно популярных по своему внедрению, на мой взгляд.


Например, тренд на персонализацию, который отражается в возможности выбора пакета образовательных услуг (разного по наполнению, объему материала и сопровождению) и т.п.


Также хочу отметить тренд на доказательное образование. Исследования 2021-2022 гг. показали, что средняя комфортная длительность учебного видео, например, варьируется от 10 до 15 минут. Именно поэтому мы проектируем обучение и разрабатываем новые программы, опираясь на исследования и факты. Непроверенные правила и убеждения в стиле «все так делают» здесь попросту не сработают.

— Каким будет образование будущего на ваш взгляд, какие изменения нас ждут в ближайшие годы?

— Безусловно, будущее за еще более качественным и комфортным обучением в онлайне. Если говорить про высшее образование, большие вызовы связаны с изменениями на рынке труда. Развитие технологий приводит к тому, что некоторые профессии отмирают, другие появляются. Поэтому университетам и институтам нужно быть очень гибкими и реагировать на данные изменения.


Очень вероятно, что в скором будущем образование выйдет за пределы образовательных сред на уровень метавселенных. Особенности метавселенных могут усовершенствовать образовательные процессы. Например, спроектировать обучение так, чтобы студент полностью вовлекался в процесс, изучал окружение, самостоятельно выбирал задачи и решал их, потому что хочет этого, а не потому, что нужно. В метавселенных можно создавать колледжи, университеты, открывать филиалы, классы — дополнительные или альтернативные физическому пространству. Можно проектировать групповые встречи, проводить иммерсивные нетворкинг-сессии.


Конечно, я не могу обойти стороной тренд на использование Искусственного Интеллекта (ИИ). За этим трендом будущее образования. Уже сейчас ИИ упрощает подготовку к занятиям: набросать презентацию, сделать картинки, составить чек-листы, разыграть сценку. Также нейросети уже помогают учить иностранные языки и исправлять ошибки в коде. Правда, пока такие системы только начинают встраиваться в повседневную работу педагогов, а в разных учебных заведениях процесс идет с разной скоростью.


Таким образом, обучение станет еще более гибким, персонализированным, а студенты будут приобретать знания через опыт.

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

Подписаться на новые материалы

Электронная почта

Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.