Как ускорить подбор ИТ-кадров и укрепить команду в условиях глобальной конкуренции. Кейс «Outlines Tech»

Проблема нехватки кадров в ИТ-сфере сохраняет свою актуальность уже несколько лет, и у многих компаний время закрытия вакансий продолжает увеличиваться. Рынок труда становится международным, и российские компании вынуждены конкурировать за специалистов с мировыми ИТ-гигантами. Каждой организации необходимо задуматься о том, как адаптироваться к новым вызовам, чтобы оставаться привлекательными для соискателей. О том, какие методы помогают справиться с кадровым голодом сегодня и какие изменения ожидают компании, рассказывает Валентина Циммер, HRD компании «Outlines Tech».

- Расскажите о вашей компании, какие достижения в сфере HR вы могли бы отметить?

-Компания «Outlines Tech» занимается разработкой под ключ и аутсорсингом ИТ-специалистов. Сейчас в команде 300+ сотрудников, которые распределены по всему миру.


В направлении HR у нас значимые достижения: мы вошли в рейтинги работодателей Forbes, РБК и hh.ru А также получили гран-при в номинации «Лучшая система подбора и адаптации сотрудников» премии RECRUITMENT AWARDS. В конкурсе отметили наши показатели по снижению текучки персонала, сейчас это всего 9,6% среди ИТ-специалистов при среднем показателе по рынку 15%. Также у нас отличные показатели по средним срокам подбора: нам удалось снизить их с 21 дня до 14.
 
- В чем особенность вашей системы работы, за счет чего удалось достичь таких показателей?


- У нас есть уникальное подразделение, называется «Отдел заботы о сотрудниках». В нашей методике каждый коллега – внутренний клиент и «Отдел заботы» создает для него комфортные условия. Три года назад мы выявили основные проблемы, из-за которых специалисты увольняются: 90% отметили, что не чувствуют себя частью команды. Главными проблемами были выгорание, чувство одиночества и отсутствие признания.

Мы разработали собственную методологию, которая решает сложности, указанные сотрудниками. Менеджеры «Отдела заботы» регулярно проводят индивидуальные встречи с каждым сотрудником, на которых выстраивают доверительные отношения, исследуют моральное состояние и помогают решить спорные ситуации.  Если нужна дополнительная поддержка – подключают корпоративного психолога, который помогает пройти сложный период. Мы в любой ситуации заботимся о наших сотрудниках. Например, если видим, что человек захандрил или переживает кризисные моменты, отправляем подарок, чтобы поддержать. «Отдел заботы» отличается от стандартного HR тем, что выступает буфером между сотрудником и компанией, всегда на стороне коллеги. Раньше, если клиент был недоволен работой специалиста, то мы искали ему замену. Сейчас «Отдел заботы» разбирается в конфликтных ситуациях и доказывает, почему сотруднику стоит продолжить работу. Таким образом в команде не происходит текучки, а клиент получает проект в нужные сроки.

- Какие решения вы внедрили в системе подбора сотрудников?

- Автоматизировали рутинные процессы. Мы внедрили CRM-систему, которая охватывает весь цикл найма, что позволило ускорить работу на 30%. Яркий пример: теперь заявки на подбор приходят через CRM с удобной формой заполнения. Это помогает вести отчетность, строить свои воронки найма и видеть зоны развития отдела.


Если говорить о точечных улучшениях, то мы внедрили календарь для записи на собеседования: кандидат выбирает удобное время без согласования в чате. Также все собеседования транскрибируются автоматически, рекрутеру не нужно ничего записывать. Это значительно сокращает время работы сотрудников HR-отдела.
Кроме этого, важен уровень подготовки специалистов по подбору кадров. ИТ-специалистов ищут только рекрутеры, понимающие технологии, с которыми работают соискатели, и специфику их сферы. Все рекрутеры с техническим бэкграундом и проходят дополнительное обучение по хард-скилам. Также мы разграничиваем зоны ответственности. Каждый рекрутер отвечает за определенный стек технологий. Например, один коллега подбирает Java-разработчиков, а другой — тестировщиков.


При таком раскладе нет пересечений и конкуренции в отделе, что помогает сохранить командный дух.


И, конечно, нужно отметить, что сейчас важен HR-бренд. Мы развиваем соцсети, просим текущих и бывших сотрудников оставлять отзывы о нас. У нас есть внутренняя и внешняя реферальная программа и мы уже видим результаты: 7 человек пришло к нам просто потому, что у нас классный бренд работодателя и много хороших отзывов.


- Какие тренды в сфере рекрутинга ИТ-персонала вы считаете ключевыми?

Выделю 7 тенденций:


Удаленная работа

В прошлом году, когда меня спрашивали о трендах, я видела, что много компаний хотят вернуть сотрудников в офисы. Но сейчас снова вернулся тренд на удаленную работу: сотрудники не хотят возвращаться в офисы и компании идут им навстречу. Согласно нашему опросу соискателей, только 20% готовы полностью отказаться от удаленки.


Дефицит в новых нишах
Второй тренд – дефицит сотрудников в новых нишах: искусственный интеллект, блокчейн, квантовое вычисление, кибербезопасность, DevOps. В ближайшие годы эта проблема не решится, поэтому компании нанимают специалистов middle-уровня и обучают их по нужной специализации.

1. По данным McKinsey, к 2030 году потребность в специалистах в области ИИ и машинного обучения может достигнуть 2,3 миллиона новых рабочих мест в мире, но ожидается, что только 50% из них будут заполнены.

2. Отчет Cybersecurity Ventures: Ожидается, что к 2025 году в сфере кибербезопасности будет не хватать 3,5 миллионов специалистов. Это связано с увеличением числа кибератак и необходимостью защиты данных.

3. Gartner прогнозирует, что к 2025 году более 85% организаций будут использовать облачные решения, однако 70% из них не имеют достаточного количества квалифицированных специалистов для управления облачными инфраструктурами.

 ИИ для найма
Рекрутеры используют приложения для анализа и разбора резюме по первичным триггерам, чат-боты, которые отвечают на первичные вопросы кандидатов. Главное – использовать ИИ с умом, чтобы не стать эйчаром, над которым соискатели потешаются и выкладывают переписки с пометкой "кринж".


Глобальный рынок
Удаленная работа сделала рынок найма глобальным. Один и тот же человек, например, живя в Воронеже, может работать на компанию из любой страны. Это выровняло уровень зарплат и усилило конкуренцию за сотрудников. Следовательно, привлечь хороших специалистов теперь можно только драйвовой корпоративной культурой, внутренними проектами, классным соцпакетом и более высокой зарплатой.


Развитие фриланса
Все больше ИТ-специалистов переходят на контрактную или на фриланс-работу, это дает им возможность самим определять свой доход, не быть привязанным к графику, работать на нескольких проектах. В 2023 году платформа Upwork сообщила о росте числа зарегистрированных фрилансеров на 20% за год, достигнув более 20 миллионов пользователей.


Регулярное повышение оплаты и комфортные условия работы
По нашим данным, зарплатные ожидания ИТ-специалистов выросли на 10% по сравнению с 2023 годом. Это соотносится с ростом доходов в индустрии. Также сотрудникам важны комфортные условия. Например, баланс между работой и личной жизнью, гибкий график, удаленная работа.

Безопасность данных
Так как многие сотрудники работают удаленно, нужно обеспечивать безопасность их рабочих устройств. Количество кибератак растет с каждым годом и требуются серьезные внутренние системы безопасности данных для удаленных сотрудников. Сегодня не все компании могут позволить себе такие системы, поэтому не предлагают удаленную работу.


- Как ваша компания адаптируется под эти изменения?


- Мы постоянно отслеживаем тренды и тенденции на рынке, поэтому ко всем изменениям готовимся заблаговременно, и они на нас не влияют. Помимо этого, регулярно спрашиваем сотрудников, как нам еще стать лучше для них. В итоге мы пересмотрели социальный пакет и welcome-box. Также мы ежегодно повышаем зарплаты всем сотрудникам, чтобы мотивировать оставаться с нами.


Если говорить о поиске узконаправленных специалистов, то здесь важно, что у нас очень технически сильные рекрутеры. Они могут найти и оценить кандидата самостоятельно без привлечения ИТ-специалиста. Конечно, срок подбора узких специалистов больше стандартного, но незначительно - в среднем 21 день. Стандартные вакансии, например, на Java-разработчиков, закрываем за 2-4 дня.

Нужно отметить, что мы постоянно вкладываемся в обучение рекрутеров, развитие их профессиональных и личных навыков. Благодаря этому сотрудники могут делать свою работу на высоком уровне, быстро и качественно.

- К чему ИТ-компаниям готовиться в ближайшие годы, что изменится в сфере подбора ИТ-специалистов?


- Все тренды, которые я озвучила, можно считать долгосрочными. Будет расти нехватка узкоспециализированных специалистов из новых направлений ИТ. Все больше компаний начнут нанимать сотрудников удаленно, потому что важнее эффективность специалиста, а не его физическое присутствие в офисе. В рекрутменте внедрят и разработают больше систем с искусственным интеллектом для скриннинга и оценки кандидата. Повысится уровень автоматизации с помощью нейросетей рутинных задач, сбора больших данных и аналитики.


В ближайшие годы эти тенденции сохранятся и всем компаниям ИТ-рынка нужно подготовиться, своевременно перестроить процессы работы.

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

Подписаться на новые материалы

Электронная почта

Информация о рекламодателе:

ООО «Аутлайнс»
ИНН: 9731077005
ERID: 2Vtzqvu5tGo

Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.