Технологии для бизнеса
От цифрового отставания к лидерству: как измерить и ускорить трансформацию
Мы часто говорим о нашем цифровом пути: о том, что мы задаем тренды в отрасли, что цифра для нас — это новая нефть. Но всегда важно понимать, что сделано уже сегодня, чтобы стать лидером, и что еще предстоит. Для этого мы уже дважды проводили масштабное исследование, которое позволяет оценить уровень цифровой зрелости компании.
В основе методологии несколько критериев:
● наличие в портфеле компании цифровых продуктов и возможность их коммерциализации;
● насколько в компании внедрены и используются цифровые каналы взаимодействия с клиентами, партнерами и другими контрагентами;
● насколько компания прогрессивна в использовании цифровых технологий по сравнению с трендами на международном рынке, включая такие тренды, как экосистемы, искусственный интеллект, цифровые платформы и т.д.;
● зрелость процессов управления программой цифровой трансформации компании, включая поиск инноваций, руководство цифровизацией, порядок финансирования, эффективность пилотирования и внедрения цифровых решений;
● насколько принятие решений в рамках процесса опирается на анализ больших данных и аналитику, насколько автоматизированы и прослеживаемы шаги процесса;
● насколько корпоративная культура поддерживает генерацию и внедрение инновационных идей — от создания гибкой культуры инноваций до реализации цифрового рабочего места сотрудника;
● насколько эффективно в компании производится управление данными и извлечение из данных бизнес-потенциала;
● каким образом организована информационная безопасность в компании и какие превентивные меры защиты информации используются.
По итогам первого исследования ТЕХНОНИКОЛЬ имела один из самых низких показателей уровня цифровизации среди мировых конкурентов: в анализе проводилось сравнение по мировым рынкам и мировым штаб-квартирам в Европе и США. Но эти результаты означали, что бизнес обладает большим потенциалом, чтобы изменить ситуацию. Именно исследование послужило большим толчком к изменениям.
Развитие цифровизации ТЕХНОНИКОЛЬ пошло по пути создания экосистем в трех направлениях. Внешняя экосистема включает решения для клиентов и партнеров, которые уже функционируют в полном объеме. Внутренняя экосистема - это корпоративная платформа TN Life для сотрудников, построенная по принципу WeChat. Платформа закрывает все потребности сотрудников, а ее ключевая особенность — модель самообслуживания: сами сотрудники разрабатывают и внедряют необходимые им мини-приложения.
Производственная экосистема в Корпорации находится на стадии активного развития и строится на принципах самообслуживания. Мы создаем единые стандарты на оборудование, хранение данных, машинное обучение, протоколы связи и технологический стек. Данные со всех производственных площадок и оборудования уже сейчас начинают собираться в единую систему, что предоставит инженерам на заводах инструментарий для самостоятельного решения локальных технологических задач с использованием машинного обучения.
Таким образом, мы не только цифровизируем процессы, но и создаем среду для кооперации и инноваций как внутри компании, так и за ее пределами.
В конце 2024 года завершился проект по повторной оценке уровня цифровизации в сравнении с конкурентами по всему миру. За это время уровень цифровой зрелости ТЕХНОНИКОЛЬ вырос практически в 2 раза. Мы догнали крупных мировых конкурентов, а по некоторым показателям и перегнали их.
Тренды: от оптимизации к сквозным экосистемам
Основной тренд в цифровизации отрасли промышленности строительных материалов связан с движением от цифровизации внутренних процессов к созданию сквозных цифровых экосистем, меняющих рынок в целом. Мы видим, что цифровизация сегодня необходима уже не просто для оптимизации, а для принципиального повышения удобства и эффективности взаимодействия всех участников рынка. Ключевой тренд — это создание целостных цифровых сред, которые охватывают весь жизненный цикл продукта.
Конечная цель, которая в глобальной перспективе задает вектор всем изменениям - это создание полностью автоматизированных, «безлюдных» производств. Мы стремимся не просто идти в ногу с рынком, а сами стараемся задавать тренды и быть маркетмейкером, поэтом главный фокус направляем на создание собственных уникальных IT-решений. Силами наших внутренних продуктовых команд разработано более 80% цифровых сервисов ТЕХНОНИКОЛЬ.
Подход к партнерству: гибридная модель как залог качества
Модель построения команд в ТЕХНОНИКОЛЬ основана на развитии наиболее компетентных позиций внутри корпорации. Для решения конкретных задач привлекаются узкопрофильные специалисты извне, при этом управление и процесс контролируются компанией.
При работе с аутсорсингом мы закрепляем специалистов за нашими проектами. Это позволяет избежать стандартных проблем аутсорсинговой модели - частая смена специалистов, сложность контроля сроков и качества выполнения работ.
В итоге мы аккумулируем ключевые компетенции внутри компании, а для выполнения типовых, нефункциональных задач привлекаем внешних экспертов. Такой гибридный подход позволяет нам сохранять гибкость и масштабируемость, не жертвуя ни качеством продукта, ни стратегической экспертизой. Именно поэтому большинство наших продуктовых команд имеют гибридную структуру.
Рейтинги ИТ-компаний: инструмент для взвешенного поиска партнеров
Рейтинг компаний в любой отрасли - это положительное явление. Рынок ИТ в настоящее время на подъеме и ежедневно на нем появляется большое количество новых игроков. Оценить качество работы специалистов новых, да и команд уже зрелых компаний, в ручном режиме уже не представляется возможным. Надеемся, что рейтинг «Лидеры цифровизации» позволит более взвешенно искать партнеров на рынке.
В настоящее время наша Корпорация использует свой опыт по анализу компаний партнеров на рынке, однако, с удовольствие воспользуемся данными рейтинга.
Все права защищены © 2025
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.