Новый мир: как шеринг автомобилей меняет образ жизни в России

Рынок каршеринга стремительно развивается, Москва стала лидером в мире по количеству шеринговых автомобилей. 

Мы поговорили с генеральным директором самой крупной каршеринговой компании «Делимобиль», Еленой Бехтиной о том, почему в России краткосрочная аренда авто стала так популярна, и какие перспективы есть у каршеринга за пределами столицы.

Елена Бехтина, Генеральный директор "Делимобиль"

- Как компании удалось стать лидером на рынке каршеринга в России?

- Делимобиль стал основателем каршеринга в таком виде, в котором он существует сейчас. Идею привез в 2015 году из Италии учредитель компании Винченцо Трани. Увидя, что там этот формат работает, он захотел запустить такой сервис в России. На тот момент шла активная работа по развитию транспортной инфраструктуры в Москве. Это стало серьезным драйвером развития рынка и роста всех каршеринговых компаний.


Далее я бы выделила несколько основных факторов, которые определили быстрый рост компании.

Первое – это внедрение технологичных решений. На начальном этапе клиентам нужно было прийти в офис, чтобы зарегистрироваться в сервисе, и мы быстро поняли, что развивать бизнес без собственной ИТ-платформы невозможно. Была создана платформа с электронной регистрацией водителей и управлением арендой, а затем на ее базе мы стали развивать другие электронные сервисы. Сейчас компания постоянно инвестирует в новые разработки, чтобы автоматизировать максимальное количество процессов, мы понимаем что от этого зависит рост бизнеса.

Второй фактор развития – качество автомобилей. У нас очень быстро росло количество машин в автопарке, и компания создала собственное приложение, которое позволяет контролировать работу механиков. Это очень важно, потому что клиенты часто выбирают автомобили не только потому, что они близко или на них дешевая цена, но еще им хочется садиться в чистую, заправленную машину.


Еще одна важная составляющая роста компании: мы раньше всех поняли, что рынок есть не только в Москве, мы начали первыми открывать регионы. На данный момент мы присутствуем в 8 регионах, более того, во время первой волны мы очень сильно расширили зоны поездок и разрешили клиентам брать машины в Москве и ехать в Питер и обратно. Или можно взять машины и поехать на Алтай, можно взять  машину в Краснодаре и поехать на ней в Геленджик. Мы понимали, что такие поездки стали востребованы, и сделали нашим клиентам актуальное предложение.

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

Следующий важный блок, который обеспечивает рост: мы очень хорошо понимаем нашего потребителя. Мы постоянно изучаем обратную связь от клиентов и вводим новые услуги на основании отзывов. Например, детские кресла в машине были установлены благодаря большому числу заявок от пользователей.
Также мы предоставляем в регионах доступ для клиентов без стажа от 18 лет. Мы видим, что это возможность для многих молодых людей начать пользоваться автомобилем, так как они не могут его купить. Мы ввели новую услугу «проездной» по единой цене на любую машину из нашего автопарка, так как видели запрос на такой формат от наших клиентов.


Еще одна составляющая развития – наша социальная функция. Мы создаем сообщество наших клиентов – шеринг-community ответственных водителей, для нас это супер важно. Мы хотим предоставлять машины аккуратным водителям, которые уважают и пешеходов и водителей на дорогах, которые водят аккуратно. И одним из последних нововведений для нас стал уникальный продукт на рынке: рейтинг водителя, когда каждый человек может зайти и посмотреть, какой у него стиль вождения, как ему можно улучшить стиль вождения, чтобы получить скидку. От рейтинга зависит цена аренды и доступ к автомобилям бизнес-класса. На самом деле - это явилось драйвером не только роста лояльной аудитории, но и драйвером снижения количества ДТП.

- Какие уникальные технологии были внедрены в работе сервиса?

-У нас много интересных разработок, например у нас есть Face ID перед стартом аренды – технология Liveness. Если человек меняет номер телефона и садится за руль, мы должны быть 100% уверены, что это именно тот человек, который регистрировался изначально в нашем приложении. Что он не посадил вместо себя другого или никто не воспользовался его смартфоном. Поэтому ему предлагается пройти Face ID. Это тот же принцип как на любом смартфоне.

Еще одна интересная разработка, уникальная в мире. Мы недавно запустили тестирование на алкоголь – digital quiz. Это определенный тест, который включается вечером для любого клиента перед бронированием. Он был разработан с учетом мировых практик, рекомендаций врачей. Этот тест может предугадать, на сколько человек сконцентрирован и внимателен или устал. Исходя из результатов теста, водителю дается рекомендация, ехать ему или лучше сейчас за руль не садиться. Не прошедшим тест блокируется доступ на несколько часов.  

- Было ли такое, что вводили новые услуги, это не заходило и приходилось закрывать направление?

- Мы постоянно тестируем огромное количество гипотез. Москва самый большой в мире рынок по каршерингу, и каких-то мировых практик для интеграции нет, нам не на что ориентироваться. Нет примера, что 100% работает, поэтому мы постоянно создаем новые направления и тестируем их. Есть часть тестов, которые заходят супер успешно, а есть часть тестов, которые не работают. Окей, это не сработало - двигаемся дальше. Для любого бизнеса важно учиться на своих ошибках и постоянно применять различные гипотезы.

Москва самый большой в мире рынок по каршерингу, и каких-то мировых практик для интеграции нет, нам не на что ориентироваться. Поэтому мы постоянно создаем новые направления и тестируем их. Для любого бизнеса важно учиться на своих ошибках и пробовать различные гипотезы

- В компании работает больше тысячи человек, были ли сложности при переходе на удаленную работу?

- Это произошло достаточно быстро и безболезненно, мы IT-компания, все процессы максимально автоматизированы, все сотрудники умеют работать удаленно. Но, по собственному опыту и по опросу ребят - все стали работать больше.

С другой стороны, мы все понимаем, что кризис - это время возможностей. И когда нам ограничили работу на два месяца, мы направили усилия команды на развитие новых направлений и увеличение автопарка в регионах. Если раньше мы планировали поэтапное расширение регионального присутствия, то сейчас для нас это основное направление, так как мы видим огромный спрос от пользователей. Уровень доходов в регионах меньше, транспортная доступность ниже и каршеринг стал очень удобным решением.

Также во время первой волны мы стали развивать развлекательной направление. Мы первыми среди каршеринга запустили drive-in кинотеатр, и единственные запустили музыкальный drive-in фестиваль, когда ты мог прийти и послушать любимых певцов вживую, но сидя в Делимобиле. Команда перешла с высокой скорости на космическую, сложности нас сплотили, и мы смогли добиться еще больших результатов.

- Как удалось создать сильную команду? По какому принципу вы отбираете сотрудников?

- Есть несколько этапов отбора: на этапе интервью, человек проходит собеседование не только с HR или руководителем, но часто с сотрудником общаются его будущие коллеги, чтобы его оценить. Мы определили основные ценности компании, и нам очень важно, чтобы все сотрудники, которые приходят к нам, разделяли их.

Также мы большое внимание уделяем развитию сотрудников внутри компании. Обучением сотрудников занимаются более опытные коллеги, а карьерный рост обеспечивают новые направления. Например, мы запустили колл-центр в Волгограде, и часть сотрудников из Москвы перешли на руководящие должности в это подразделение.

- Вы как руководитель крупной IT-компании, какие перспективные отрасли сейчас видите в IT?

- Есть несколько основных трендов, один из трендов - развитие шеринг-экономики, люди становятся более прагматичными и экономичными. Тренд на шеринг очень большой – мне кажется можно шерить все, кроме личных принадлежностей. Есть стартап в Америке, который занимается шерингом высокого искусства, они покупают Моне, Рембрандта и шерят между собой. У пользователя неделю может повисеть Рембрандт, неделю может повисеть Моне. Шеринг-это тренд не только в экономных сегментах, но и в лакшери. У нас тоже есть лакшери автомобили по подписке, от Мини Купера до Ломбаргини – это сервис подписки Anytime Prime - мы видим тоже большой спрос на эту услугу и активно расширяем клиентскую базу, а под нее – уникальный автопарк.

Второй тренд в ИТ – е-комерс. Мне кажется, сейчас мы видим бум развития е-комерс.  Я бы его разделила на классический и фудтех. Если раньше все думали, зачем мне заказывать продукты из магазина, если я могу дойти, ничего же сложного нет, то сейчас мы в моей семье, например, вообще не ходим в магазин. Это очень удобно - за 15 минут можно заказать что-то из даркстора, или можно сформировать большой заказ, и тебе его также привезут из практически любого магазина -  из ВкусВила, Азбуки, Магнита, Пятерочки и так далее. Мне кажется, тренд е-комерс, по сути – это диджитализация нашего потребления, коронавирус подхлестнул его рост. Активно развивается и фудтех, как доставка продуктов питания, так и доставка из ресторанов, сейчас люди активно переключаются на такой формат. Мы сотрудничаем с рядом партнеров по развитию фудтеха, предоставляем наши машины на развитие этой сферы.

Мне кажется, будущее за финансовыми технологиями за счет того, что люди становятся более прагматичны, они понимают, что нужно управлять своими рисками. Люди будут искать новые источники дохода, продумывать, реструктуризировать свои сбережения или займы.

Шеринг-это тренд не только в экономных сегментах, но и в лакшери. У нас тоже есть лакшери автомобили по подписке: от Мини Купера до Ломбаргини - мы видим большой спрос на эту услугу и развиваем премиальное направление

- Какие перспективы у каршеринга в России? Возможно ли что новое поколение совсем не будет пользоваться личным транспортом?

- Наша целевая аудитория сейчас – это мужчины 25-35 лет. Но мы видим рост сегмента зумеров от 18 лет, особенно в регионах. Также активно растет женский сегмент и сегмент 35+ с введением детских кресел в машинах.


Мы ведем активную работу по популяризации каршеринга в регионах присутствия: проводим масштабные рекламные кампании о преимуществах каршеринга, работаем с автошколами, проводим крупные мероприятия для молодежи. Например, в Екатеринбурге мы организовали концерт, где выступали Клава Кока, в Москве - Крем Сода, Нилето и Нервы. Эти мероприятия позволили привлечь огромное внимание аудитории к нашей компании. Мы понимаем, что молодежь станет драйвером роста наших услуг, и ориентируемся на работу с ними.

Также мы постоянно ориентируемся на запросы аудитории и предоставляем актуальные тарифы и услуги. Думаю, именно такой подход позволит постоянно увеличить число людей, кто делает выбор в пользу каршеринга, а не личного транспорта.

В России количество автомобилей – 300 на 1000 человек, а в Европе в 2 раза больше. В то же время опросы показывают, что сейчас 17% населения готовы пользоваться альтернативным транспортом, а не личным автомобилем. Всего год назад эта цифра была всего 2%. После локдауна мы увидели большой рост спроса на наш сервис, в то же время продажи личных автомобилей упали. Мы связываем это с тем, что доходы населения снизились, и люди стали искать альтернативные решения личному транспорту. Раньше был тренд на 2 автомобиля в семье, а сейчас второй автомобиль просто не нужен. С переходом на удаленный режим работы это стало особенно очевидно, он просто простаивает.  Каршеринг закрывает все потребности по поездкам и это значительно дешевле, поэтому мы прогнозируем кратный рост рынка еще много лет.

Все права защищены © 2021
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.