"Доктор на работе" - как создать профессиональную социальную сеть

"Доктор на работе" — это социальная сеть для врачей, которая объединяет более 500 тысяч специалистов. В соцсети врачи могут обмениваться опытом, обсуждать различные случаи из практики и варианты лечения пациентов. 

Проект создан в 2009 году и стал пионером рынка цифровой медицины, когда никто не верил что это перспективно. На данный момент компания зарабатывает более 250 миллионов рублей в год на продаже рекламы, с порталом работают почти все крупнейшие фармацевтические компании. 

Как создать проект, который станет лидером рынка, рассказывает сооснователь портала "Доктор на работе" Илья Куприянов.

- Почему вы выбрали медицинскую сферу для создания стартапа?

- Один из основателей проекта, Андрей Перфильев, писал кандидатскую диссертацию и в процессе понял, что не может найти других врачей, чтобы обсудить нужную проблематику. У него родилась идея, что можно создать полезный проект для врачей, который поможет им общаться и делиться опытом. 

Андрей пришёл ко мне и к Станиславу Сажину с этой идеей. Мы решили что у проекта есть социальная значимость, есть определённые финансовый потенциал, поэтому можно попробовать. 

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

Мы понимали, что первые создаем продукт для аудитории врачей, ничего подобного не было, это давало нам возможность занять сразу лидирующие позиции и потом уверенно отстаивать их.

- Какой опыт нужен основателям для успешного запуска стартапа?

- Хорошую роль на стадии старта нашего проекта сыграло то, что у трех основателей проекта был совершенно разный опыт. Андрей был врачом, Станислав умел работать с сайтами и понимал как создавать продукт на Интернет-ресурсах, у меня был значительный опыт в инвестиционном бизнесе и продажах.


В случае с ИТ-бизнесом я считаю, что крайне желательно, чтобы в числе основателей был человек, который понимает как устроено написание кода. Потому что даже если разработка на аутсорсинге, все равно нужно понимать, как управлять программистами. 


В Америке сейчас чаще всего стартапах есть два сооснователя: один понимает рынок или сам продукт, а второй знает как идею продукта превратить непосредственно в код – это идеальный минимальный состав стартапа.  Но вновь оговорюсь о том, что множество проектов были созданы, когда состав был другой или одним человеком, который придумал продукт и умел программировать.


- С какими проблемами сталкиваются стартапы на этапе запуска?

- Думаю что их великое множество, предсказать с чем столкнется каждый конкретный проект сложно, могу выделить несколько основных с которыми столкнулись мы. 


Первое -  для нас было сложно договориться между собой как мы действуем. Когда в проекте есть несколько основателей, всегда возникает определенная точка спора: на что тратить деньги, каким делать продукт, в какой момент начинать его продавать, как он должен выглядеть, насколько сложным он  должен быть, какое содержание нужно. Но нам всегда удавалось договориться и найти решение, которое положительно отражалось на росте проекта.

Второй вопрос, который возник - это как финансировать проект: на свои средства, искать инвесторов, брать в долг у друзей, пробовать кредит в банке. И даже когда проект начинает расти, становится понятно, что вливание денег может сделать рост геометрическим, все равно поиск денег - задача крайне сложная.  


Следующая сложность - это команда, достаточно непросто бывает до того, как в проект придут большие деньги, найти сотрудников которые поверят в крошечную компанию, и будут готовы работать с командой где всего три человека, с негарантированными перспективами. Поиск таких людей это огромная, важная и сложная работа – она определяет успех проекта в целом.

На этапе старта непросто бывает найти сотрудников, которые поверят в крошечную компанию и будут готовы работать с командой, где всего три человека, с неясными перспективами. Поиск таких людей это огромная, важная и сложная работа – она определяет успех проекта в целом

- Как вы набирали базу пользователей?

- На начальном этапе мы использовали все возможные и невозможные способы продвижения: Интернет-рекламу, мы отправляли врачам специальные пластиковые карты с персональными номерами, мы выступали на специализированных врачебных конференциях и форумах, мы выступали в медицинских вузах и обходили ногами врачей. По факту для нас наибольший эффект дала работа через онлайн, в тот момент мы нашли правильные способы достаточно эффективно и недорого делать рекламу в интернете - в Одноклассниках, Facebook и некоторых других сервисах. Такая реклама дала нам основной прирост аудитории на начальном этапе.


Маркетинг был значительной составляющей бюджета, но мы набрали большую базу и понимали, что нас уже никто не догонит по охвату аудитории врачей. Через 4 года после старта мы перестали активно рекламироваться, и дальше прирост пользователей был только за счет сарафанного радио.


- Насколько ваши планы развития совпали с реальностью?


- «Доктор на работе» сейчас - это более полумиллиона врачей. На этапе запуска мы планировали, что дорастем до проекта, который будет раз в 10 меньше. Для меня это было скорее как хобби, дополнение к основной работе. На этапе когда мы только стартовали, мы думали что позанимаемся этим годик или может быть парочку, а в итоге занимаемся уже 11 лет. Рост оказался намного выше, наша вовлеченность оказалась намного выше, потребность врачей в продукте, который мы создали, также оказалось намного выше.


- Как быстро проект вышел на самоокупаемость?


- Мы вышли на самоокупаемость примерно 6 лет назад. То есть первые 5 лет после запуска проекта был тяжелый период, когда мы жили исключительно на средства инвесторов и были планов-убыточными.


Мы изначально понимали, что проект будет зарабатывать на продаже рекламы фармацевтическим компаниям. Мы вышли на консервативный медицинский рынок с инновационным, непонятным нашему клиенту продуктом, и пытались его продавать, когда у нас ещё было относительно маленькая база врачей.  На начальном этапе это было непродаваемо, но когда мы набрали базу пользователей и уже имели налаженные контакты в фармацевтических компаниях, выручка стала расти кратно.

- Какие ещё направления вы развиваете и насколько они прибыльны?

- Для дальнейшего развития мы выбирали те направления, в которых мы что-то понимаем, или которые максимально близки к тому что мы делаем. 


В медицине мы запустили проект «Медкампус» - это социальная сеть для студентов-медиков. Этот проект не для монетизации, а для пополнения врачебного сообщества, так как каждый год часть студентов-медиков превращается во врачей.

У нас есть проект «Смартфарма» - это социальная сеть для работников аптек, здесь монетизация такая же как и у основного проекта, дополнительный продукт для наших клиентов.


Мы организуем несколько премий: Russian Farma Awards и Smart Farma Awards, которые вручаются лучшим лекарственным препаратам по мнению врачебного и фармацевтического сообщества. Также у нас есть премия «Лучший врач» и премия «Лучший менеджер фармкомпании». Такие проекты позволяют развивать отношения с клиентами и пользователями, повышать узнаваемость в отрасли, плюс они окупаются за счет спонсоров.


- Какой вклад ваши проекты сделали в развитие цифровой медицины?


- Фактически мы перевернули восприятие современного российского врача. Когда мы начинали все, с кем мы общались, были уверены что врачи не в состоянии использовать активно социальные сети, обмениваться информацией в онлайн, обучаться онлайн. Нам же удалось привлечь почти 75% российских врачей на одну площадку и обеспечить для них возможность получать недостающие знания, обмениваться опытом и искать возможности как лучше помогать своим пациентам каждый день. Я думаю, что мы запустили тренды, благодаря которым появился еще ряд проектов в сфере цифровой медицины. А на фармацевтическом рынке в целом благодаря нам появилось понятие digital-маркетинга.


Также мы создали «Клуб цифрового здравоохранения» - это сообщество позволяет всем представителям отрасли регулярно встречаться и обсуждать что нового происходит в цифровой медицине России: как команды могут быть полезны друг другу, какие законодательные инициативы необходимы и как тот или иной продукт продвинуть на рынок. Мне кажется, что для молодой отрасли это очень важный компонент развития.

- Какие ниши вы считаете перспективными?

- Если мы говорим о цифровом здравоохранении, то сейчас открывается целый пул перспективных ниш. Это связано с тем, что 2020 год - это год больших изменений в том, как устроена система взаимодействия врачей и пациентов. Стала разрешена доставка лекарственных средств и, как следствие, очень перспективными нишами стало всё, что связано с онлайн-аптеками и доставкой. 


Мы видим, что сейчас карантинные меры очень сильно поменяли поведение людей с точки зрения и посещения врачей, и вообще выхода из дома. И в этом смысле становятся очень актуальными все виды оказания медицинской помощи удалённо: все виды мониторинга состояния пациентов, все возможности превентивной медицины. К этому дополняется всё, что связано с вопросами электронных рецептов, электронных медицинских карт и возможностью введения данных пациентов онлайн.

И, наверное, огромным проектом станет площадка, которая все перечисленные области будет объединять в некую единую экосистему и позволит всем этим данным синхронизируются между собой так, чтобы пациент мог двигаться по одной цепочке. 

Как пример – сервис, который позволяет выявить симптомы, определить врача, к которому нужно обратиться; дает возможность дистанционного общения с врачом, постановки диагноза; предоставляет выписку электронного рецепта, электронные больничные и организует автоматизированную доставку необходимых лекарств пациентам прямо домой. Вот такие цепочки, объединенные в единую систему, скорее всего, будут играть огромную роль в будущем нашей медицины.

Подписаться на новые материалы

Электронная почта

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.