Технологии для бизнеса
- Почему вы выбрали медицинскую сферу для создания стартапа?
- Один из основателей проекта, Андрей Перфильев, писал кандидатскую диссертацию и в процессе понял, что не может найти других врачей, чтобы обсудить нужную проблематику. У него родилась идея, что можно создать полезный проект для врачей, который поможет им общаться и делиться опытом.
Андрей пришёл ко мне и к Станиславу Сажину с этой идеей. Мы решили что у проекта есть социальная значимость, есть определённые финансовый потенциал, поэтому можно попробовать.
Мы понимали, что первые создаем продукт для аудитории врачей, ничего подобного не было, это давало нам возможность занять сразу лидирующие позиции и потом уверенно отстаивать их.
- Какой опыт нужен основателям для успешного запуска стартапа?
- Хорошую роль на стадии старта нашего проекта сыграло то, что у трех основателей проекта был совершенно разный опыт. Андрей был врачом, Станислав умел работать с сайтами и понимал как создавать продукт на Интернет-ресурсах, у меня был значительный опыт в инвестиционном бизнесе и продажах.
В случае с ИТ-бизнесом я считаю, что крайне желательно, чтобы в числе основателей был человек, который понимает как устроено написание кода. Потому что даже если разработка на аутсорсинге, все равно нужно понимать, как управлять программистами.
В Америке сейчас чаще всего стартапах есть два сооснователя: один понимает рынок или сам продукт, а второй знает как идею продукта превратить непосредственно в код – это идеальный минимальный состав стартапа. Но вновь оговорюсь о том, что множество проектов были созданы, когда состав был другой или одним человеком, который придумал продукт и умел программировать.
- С какими проблемами сталкиваются стартапы на этапе запуска?
- Думаю что их великое множество, предсказать с чем столкнется каждый конкретный проект сложно, могу выделить несколько основных с которыми столкнулись мы.
Первое - для нас было сложно договориться между собой как мы действуем. Когда в проекте есть несколько основателей, всегда возникает определенная точка спора: на что тратить деньги, каким делать продукт, в какой момент начинать его продавать, как он должен выглядеть, насколько сложным он должен быть, какое содержание нужно. Но нам всегда удавалось договориться и найти решение, которое положительно отражалось на росте проекта.
Второй вопрос, который возник - это как финансировать проект: на свои средства, искать инвесторов, брать в долг у друзей, пробовать кредит в банке. И даже когда проект начинает расти, становится понятно, что вливание денег может сделать рост геометрическим, все равно поиск денег - задача крайне сложная.
Следующая сложность - это команда, достаточно непросто бывает до того, как в проект придут большие деньги, найти сотрудников которые поверят в крошечную компанию, и будут готовы работать с командой где всего три человека, с негарантированными перспективами. Поиск таких людей это огромная, важная и сложная работа – она определяет успех проекта в целом.
На этапе старта непросто бывает найти сотрудников, которые поверят в крошечную компанию и будут готовы работать с командой, где всего три человека, с неясными перспективами. Поиск таких людей это огромная, важная и сложная работа – она определяет успех проекта в целом
- Как вы набирали базу пользователей?
- На начальном этапе мы использовали все возможные и невозможные способы продвижения: Интернет-рекламу, мы отправляли врачам специальные пластиковые карты с персональными номерами, мы выступали на специализированных врачебных конференциях и форумах, мы выступали в медицинских вузах и обходили ногами врачей. По факту для нас наибольший эффект дала работа через онлайн, в тот момент мы нашли правильные способы достаточно эффективно и недорого делать рекламу в интернете - в Одноклассниках, Facebook и некоторых других сервисах. Такая реклама дала нам основной прирост аудитории на начальном этапе.
Маркетинг был значительной составляющей бюджета, но мы набрали большую базу и понимали, что нас уже никто не догонит по охвату аудитории врачей. Через 4 года после старта мы перестали активно рекламироваться, и дальше прирост пользователей был только за счет сарафанного радио.
- Насколько ваши планы развития совпали с реальностью?
- «Доктор на работе» сейчас - это более полумиллиона врачей. На этапе запуска мы планировали, что дорастем до проекта, который будет раз в 10 меньше. Для меня это было скорее как хобби, дополнение к основной работе. На этапе когда мы только стартовали, мы думали что позанимаемся этим годик или может быть парочку, а в итоге занимаемся уже 11 лет. Рост оказался намного выше, наша вовлеченность оказалась намного выше, потребность врачей в продукте, который мы создали, также оказалось намного выше.
- Как быстро проект вышел на самоокупаемость?
- Мы вышли на самоокупаемость примерно 6 лет назад. То есть первые 5 лет после запуска проекта был тяжелый период, когда мы жили исключительно на средства инвесторов и были планов-убыточными.
Мы изначально понимали, что проект будет зарабатывать на продаже рекламы фармацевтическим компаниям. Мы вышли на консервативный медицинский рынок с инновационным, непонятным нашему клиенту продуктом, и пытались его продавать, когда у нас ещё было относительно маленькая база врачей. На начальном этапе это было непродаваемо, но когда мы набрали базу пользователей и уже имели налаженные контакты в фармацевтических компаниях, выручка стала расти кратно.
- Какие ещё направления вы развиваете и насколько они прибыльны?
- Для дальнейшего развития мы выбирали те направления, в которых мы что-то понимаем, или которые максимально близки к тому что мы делаем.
В медицине мы запустили проект «Медкампус» - это социальная сеть для студентов-медиков. Этот проект не для монетизации, а для пополнения врачебного сообщества, так как каждый год часть студентов-медиков превращается во врачей.
У нас есть проект «Смартфарма» - это социальная сеть для работников аптек, здесь монетизация такая же как и у основного проекта, дополнительный продукт для наших клиентов.
Мы организуем несколько премий: Russian Farma Awards и Smart Farma Awards, которые вручаются лучшим лекарственным препаратам по мнению врачебного и фармацевтического сообщества. Также у нас есть премия «Лучший врач» и премия «Лучший менеджер фармкомпании». Такие проекты позволяют развивать отношения с клиентами и пользователями, повышать узнаваемость в отрасли, плюс они окупаются за счет спонсоров.
- Какой вклад ваши проекты сделали в развитие цифровой медицины?
- Фактически мы перевернули восприятие современного российского врача. Когда мы начинали все, с кем мы общались, были уверены что врачи не в состоянии использовать активно социальные сети, обмениваться информацией в онлайн, обучаться онлайн. Нам же удалось привлечь почти 75% российских врачей на одну площадку и обеспечить для них возможность получать недостающие знания, обмениваться опытом и искать возможности как лучше помогать своим пациентам каждый день. Я думаю, что мы запустили тренды, благодаря которым появился еще ряд проектов в сфере цифровой медицины. А на фармацевтическом рынке в целом благодаря нам появилось понятие digital-маркетинга.
Также мы создали «Клуб цифрового здравоохранения» - это сообщество позволяет всем представителям отрасли регулярно встречаться и обсуждать что нового происходит в цифровой медицине России: как команды могут быть полезны друг другу, какие законодательные инициативы необходимы и как тот или иной продукт продвинуть на рынок. Мне кажется, что для молодой отрасли это очень важный компонент развития.
- Какие ниши вы считаете перспективными?
- Если мы говорим о цифровом здравоохранении, то сейчас открывается целый пул перспективных ниш. Это связано с тем, что 2020 год - это год больших изменений в том, как устроена система взаимодействия врачей и пациентов. Стала разрешена доставка лекарственных средств и, как следствие, очень перспективными нишами стало всё, что связано с онлайн-аптеками и доставкой.
Мы видим, что сейчас карантинные меры очень сильно поменяли поведение людей с точки зрения и посещения врачей, и вообще выхода из дома. И в этом смысле становятся очень актуальными все виды оказания медицинской помощи удалённо: все виды мониторинга состояния пациентов, все возможности превентивной медицины. К этому дополняется всё, что связано с вопросами электронных рецептов, электронных медицинских карт и возможностью введения данных пациентов онлайн.
И, наверное, огромным проектом станет площадка, которая все перечисленные области будет объединять в некую единую экосистему и позволит всем этим данным синхронизируются между собой так, чтобы пациент мог двигаться по одной цепочке.
Как пример – сервис, который позволяет выявить симптомы, определить врача, к которому нужно обратиться; дает возможность дистанционного общения с врачом, постановки диагноза; предоставляет выписку электронного рецепта, электронные больничные и организует автоматизированную доставку необходимых лекарств пациентам прямо домой. Вот такие цепочки, объединенные в единую систему, скорее всего, будут играть огромную роль в будущем нашей медицины.
Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.