ИТ-приоритеты: как изменится сфера ЖКХ благодаря масштабной цифровизации?

Президент России в 2023 году обозначил развитие коммунальной инфраструктуры одним из национальных приоритетов, и важную роль в достижении поставленных целей играет цифровизация отраслей, связанных с коммунальной инфраструктурой.
На сегодняшний день одним из лидеров в этом направлении является компания “Платформа”, создающая программное обеспечение для индустрий, подлежащих государственному регулированию, включая сферы энергетики, ЖКХ и городского благоустройства.

Разработками компании пользуются тысячи организаций, власти более 70 регионов нашей страны, а также представители федеральных ведомств.

В течение 2023–2024 годов команда инженеров и методологов компании занимается изысканиями и проектированием федеральной платформы управления коммунальной инфраструктурой. О том, как “Платформе” удалось занять лидирующие позиции в непростой и бюрократической сфере и какие изменения ждут страну в будущем благодаря цифровизации отрасли ЖКХ, рассказал Александр Санников, основатель и генеральный директор компании.

― Вы начинали как эксперт-аудитор в сфере естественных монополий, и сейчас, спустя 10 лет, вы руководите компанией, которая разрабатывает уникальное программное обеспечение в сфере государственного тарифного регулирования и развития ЖКХ. Как получилось, что вы решили развиваться в таком непопулярном направлении?

― На самом деле история немного длиннее. Десять лет — это только возраст компании “Платформа”, а вообще я в этой сфере уже 17 лет. В 2007-м после института я начал работать в качестве эксперта-аудитора по государственному заказу, проверял крупные регулируемые государством предприятия на предмет корректности их экономики ― анализировал бюджет, производственные и инвестиционные программы. Через меня проходило очень много данных, и я достаточно быстро понял, что в этом направлении не хватает информационных технологий, которые могли бы значительно повысить эффективность индустрии. 
Поэтому следующим карьерным шагом была работа в компании, которая специализировалась на автоматизации взаимодействия предприятий сферы энергетики и ЖКХ с государством. В течение следующих 5 лет мне довелось управлять достаточно масштабными проектами в этом направлении и наращивать свои навыки в информационных технологиях.

В 2014 году моего работодателя настиг кризис, и мы с партнерами решили создать собственный бизнес. Опыта, компетенций и репутации у нас было достаточно, а вопроса, стоит ли этим дальше заниматься, в принципе не стояло.

― С чем связан новый этап развития вашей компании, который происходит сейчас?


― С момента основания в 2014 году компания занималась разработками для региональных властей. Наш программный продукт создан для тарифного регулирования: электронного документооборота, расчета различных тарифов, контроля индекса роста платы граждан, раскрытия информации и др. Мы в этом действительно преуспели, наш продукт работает почти во всех регионах России. Благодаря такой популярности нашего ПО и большому опыту, нас привлекли к созданию аналогичной системы на федеральном уровне. Для нас это большой и очень важный проект, новый виток развития.


Кроме этого, мы планируем реализовать связанную с федеральной тарифной системой и скорее даже более масштабную систему, переводящую в цифру всю ресурсоснабжающую коммунальную инфраструктуру страны. Дело в том, что трубами, электрическими сетями и другими объектами коммунального хозяйства управляют десятки тысяч организаций по всей стране, и как на самом деле устроена управляемая ими инфраструктура, толком никто не знает. Есть информация на местах, в отдельных организациях, но нет единой базы на уровне государства. А значит, нет достоверного и актуального источника данных, на основе которых можно было бы системно определять наиболее перспективные для инвестиций и модернизации коммунальные объекты, значительно повысить надежность и качество прохождения осенне-зимнего периода, снизить число аварий, более точно управлять расходами на эксплуатацию.


И сегодня мы, наконец, взялись за работу над такой системой.

― Почему именно вашу компанию выбрали для этих проектов? Есть ли у вас конкуренты, которые смогут сделать такую платформу?

― Когда работаешь с государством в таких непростых отраслях, как ЖКХ, энергетика, тарифное регулирование, мало быть хорошим разработчиком. Важно, чтобы компания обладала комплексом компетенций и разработчика, и отраслевого эксперта-методолога. В противном случае она с большой вероятностью не сможет создать нужный государству продукт. У нас же необходимая экспертиза точно есть ― и отраслевая, и инженерная. В компании сейчас работает около 150 человек, и это уникальная в стране команда по своему опыту, слаженности и интеллектуальному потенциалу. Без преувеличения считаю, что у нас просто нет конкурентов.


Вторая причина — это значительный практический опыт. Нам 10 лет, мы прошли большой путь и сделали сотни проектов для органов власти и предприятий в этой предметной области. Нас знают, нам доверяют. Репутация ― важнейший акцент в нашей работе.


Третий момент ― это импортозамещение и информационная безопасность. Мы полноценные аккредитованные отечественные разработчики. За последние годы мы вычистили набор применяемых технологий, имеем ряд прикладных государственных лицензий, наладили процессы безопасной разработки и сумели интегрировать свое ПО с цифровой государственной платформой “ГосТех”. Это очень важные сегодня условия, далеко не все разработчики могут их выдержать.  


― Можно ли посчитать экономию от использования ваших разработок?


― Наша базовая разработка ― софт для весьма сложного электронного документооборота. В случае сферы тарифного регулирования мы переводим в электронный вид буквально грузовики бумаги, передаваемые между соответствующими предприятиями и органами власти, которые их регулируют. Это значительно упрощает процесс, повышает его эффективность, снижает расходы, повышает точность и достоверность данных и принимаемых на их основе решений. Экономический эффект в масштабах страны только по этому аспекту ― порядка 2 миллиардов рублей в год.


Второй продукт ― автоматизированные инструменты для экспертов: расчетно-аналитические и прогнозные. Они обеспечивают государственные регуляторы серьезным вычислительным ресурсом. Программные алгоритмы позволяют выявить избыточные расходы, повысить точность планирования на десятки процентов, снизить риск ошибок и злоупотреблений из-за человеческого фактора. Мы как-то считали экономический эффект с одним из регионов. Они внедрили систему с развитым, мощным функционалом и заплатили за нее несколько десятков миллионов рублей, а сэкономили сотни миллионов. То есть в масштабах страны экономический эффект ― это десятки миллиардов рублей.

Александр Санников, сооснователь и Генеральный директор "Платформа" и Антон Соловьев, директор по работе с корпоративными клиентами "Платформа"

― Какие тренды в сфере ЖКХ вы могли бы отметить и почему именно сейчас ваш продукт наиболее актуален?

― Для начала стоит сказать, что в целом сфера государственных ИТ в нашей стране развивается очень здорово, Россия находится в списке мировых лидеров по этому направлению.


Во-вторых, конкретно в сфере ЖКХ на сегодня достигнута критическая масса различных информационных технологий и запроса к ним со стороны государства и участников отрасли, что неизбежно ведет к определенному технологическому рывку.


Третье ― это импульс, который дает лично Президент страны в виде инициатив и прямых поручений по развитию коммунальной инфраструктуры, что двигает эту индустрию вперед в приоритетном порядке.


Коммунальная инфраструктура весьма изношена. Большинство объектов были построены в советские времена, десятки лет назад. И пока современное поколение не научилось по-настоящему эффективно управлять этим наследием, обслуживать его и развивать.


Также важно помнить, что мы с вами живем в стране с самой большой территорией, значимая часть которой не освоена. И чтобы эти территории освоить, необходимо вывести процесс управления и развития коммунальной инфраструктуры на принципиально новый системный уровень. 
К каким сетям присоединиться? Нужно ли строить очередную электростанцию или эффективнее протянуть электрические сети от уже существующих? Где брать воду и как ее приводить в пригодное для использования состояние? Как организовать канализацию и утилизацию отходов? И так далее…

― Как будут развиваться ваши проекты, что изменится для граждан и бизнеса благодаря их реализации?


― В сфере тарифного регулирования и коммунальной инфраструктуры произойдет полноценная цифровая трансформация. Взаимодействие предприятий и государства в соответствующих отраслях перейдет в электронный вид. Появятся сквозные цифровые процессы, значительно более прозрачные и управляемые. На горизонте ближайших 2–3 лет этот сегмент экономики страны (а это 5–6% ВВП) будет готов для применения технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, а это уже совсем другой уровень.


Все это приведет к серьезным системным изменениям жизни в стране: повышению надежности и качества ресурсоснабжения, доступности и удобству подключения к коммунальной инфраструктуре, снижению количества аварий, повышению качества государственного управления, в том числе в скорости и эффективности освоения территорий, включая труднодоступные.


Для обычных граждан наша работа пока не видна, но и для них в определенный момент произойдет принципиальный технологический сдвиг, когда, например, каждый гражданин сможет с помощью мобильного приложения инвестировать свои сбережения в развитие коммунальной инфраструктуры своего города, получая доходность от таких инвестиций и при этом обеспечивая страну важнейшим финансовым ресурсом для развития.


Миссия нашей компании в том, чтобы воплотить эти сложнейшие проекты в жизнь. Поэтому, в частности, мы в поисках профессионалов и бизнес-партнеров, желающих сотрудничать в этом направлении.

Работы очень много, и ее важности для страны не переоценить!

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

Подписаться на новые материалы

Электронная почта

Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.