Технологии для бизнеса
- Что изменилось в вашей работе после начала кризиса?
- До 24 февраля был пандемийный год и в нашей отрасли уже был кризис, мы к нему адаптировались. Нам уже были знакомы проблемы с логистикой и понимали, что это такое: в Китае были тогда огромные очереди, доставка грузов была очень проблематична. Поэтому в текущем году рынок все еще работал в «кризисном режиме», у всех были складские запасы. Но после 24 февраля рынок на несколько дней замер, люди не понимали надо ли сейчас продавать свои запасы и сколько с этим товаром можно продержаться, будут ли у нас еще поставки, как нам дальше коммуницировать с миром. Это была огромная неопределенность, никто не понимал, что делать дальше.
У нас тоже оставались запасы, пандемия научила нас всегда держать сырье впрок. Мы закупаем сырье В Китае, Вьетнаме, часть добавок из Европы, и есть производители в России. Было понятно, что нам хватает сырья для производства на какое-то время, можно поднимать цены при необходимости. Но не было понятно, когда и на каких условиях мы сможем получить следующие партии товара. И в этот момент доллар стал стоить 130 руб. и рынок стал скупать все, по любым ценам. Мы аккуратно продавали продукты, так как понимали, что какое-то время будем без поставок, и нам нужно сырье для выполнения долгосрочных контрактов.
Компания перешла полностью на оперативное управление, никакие правила, которые были до этого не работают: проводили ежедневные собрания по продажам, мы решали онлайн какие ставить цены исходя из курса в моменте. Несмотря на высокие цены продажи в марте шли хорошо, затем доллар стал падать и апрель-май были плохие месяцы. У многих осталась продукция, закупленная по высокой стоимости, и они не хотели снижать цену, а значит и закупать новые партии товара. В этот период нам было сложно, но сложности - это время что-то менять, было понятно, что рынок перестраивается, что идет один за другим пакет санкций, а значит, имея в производстве наши функциональные добавки, мы можем заместить производителей, ушедших с рынка.
Дальше нам нужно было собрать от клиентов информацию какие добавки уходят и что им конкретно нужно. Отдел маркетинга изучил потребности клиентов, мы увидели огромный спрос и стали ускоренно разрабатывать аналоги зарубежных добавок. Так как у нас хорошая база и технолог разработчик, мы быстро сделали аналоги ароматизатора для колбас и стали их предлагать клиентам. Если раньше многие двери были закрыты, то в этот момент они все открылись. Раньше переговоры с клиентами занимали около года: нужно было пройти массу согласований, все аргументировали, что Европа всегда лучше России - а сейчас этот аргумент отпал, продукт стали оценивать по качеству, а не по предрассудкам.
- Насколько выросли цены поставок для вас?
- Конечно на часть сырья цены повысились, ведь невозможно все закупать в России. Так устроена пищевая промышленность, все не может произрастать в России. Например, вырастить гвоздику и кардамон в нашей стране невозможно, нужны определенные природные условия. Но это сырье поставляет Вьетнам, Индия, Китай - дружественные страны с которыми мы продолжаем сотрудничать. Стоимость повысилась из-за больших изменений в логистике: если раньше можно было получить груз в порту Санкт-Петербурга, то сейчас мы везем товар в порт Владивостока, а потом железной дорогой, а там сейчас очередь. Если раньше поставка приходила за 45 дней, то теперь это 55 дней.
В момент быстрого роста доллара цены выросли на 20-80%. Это был момент паники и многие хотели быстро заработать, некоторые поставщики необоснованно повышали цену нам на 80%, а нам нужно выполнять контракты, нам это сырье необходимо. И нам пришлось срочно искать новых поставщиков, мы изучили весь рынок России и нашли некоторых производителей, у которых можно закупать продукцию по приемлемым ценам. Также нашли новых поставщиков заграницей, в первую очередь конечно в Китае, основные поставки ингредиентов для пищевой промышленности идут оттуда, здесь ничего не изменилось.
Из-за роста стоимости сырья нам тоже пришлось повысить цены на 20-80%. Но также у нас есть долгосрочные контракты, по которым нельзя менять цены. Поэтому, в целом, мы потеряли из-за скачков цен, но не подвели своих дистрибьюторов и крупных клиентов.
- Как изменился спрос в последние месяцы?
- В мае было снижение спроса по фасованным специям и пряностям, но это сезонный продукт, в мае все прекращают продавать пряности зимние, а начинают продавать маринады для шашлыков, одно снизилось, другое повысилось. Также в мае пришли к нам многие клиенты сетевого ритейла, например, «Светофор», с просьбой делать под них фасовку. Мы раньше не специализировались на фасовке, поэтому для них отдельно были разработаны смеси специй, и они стали с нами работать.
В целом по итогам года у нас будет рост примерно на 60% за счет импортозамещения. Это большой рынок сбыта: пищевые добавки нужны для производства мяса, соусов, майонезов, кондитерских изделий.
- Помогает ли в развитии господдержка?
- Это моя любимая тема. Я в этом году выступала на ПМЭФ перед студентами, рассказывала про мой опыт работы с Российским экспортным центром и Санкт-Петербургским центром поддержки экспорта. Мы работаем с ними по поиску клиентов и по международным миссиям: ездим с ними на мероприятия, вот недавно были в Кыргызстане, презентовали нашу продукцию. Мне очень нравится диалог, который сейчас выстраивается с госструктурами и то какие возможности они предоставляют для бизнеса.
И кончено я не устаю повторять, что промышленная ипотека - наше все. Для того, чтобы малые производства росли, нужны доступные кредиты на строительство новых помещений, я уверена, что будущее за объединенными производственными кластерами, где будут размещены именно малые компании. Вопрос промышленной ипотеки обсуждали на ПМЭФ и Михаил Мишустин дал указание запустить эту программу. Мы просто с замиранием ждем промышленную ипотеку и будем подавать документы.
Конечно сейчас в первую очередь во всем мире госпрограммы направлены на ИТ-индустрию, но сельское хозяйство и производство тоже активно поддерживают. Мне очень нравится диалог, который происходит между властью и бизнесом. Мир изменился сторону производителей, если раньше только крупный сырьевой бизнес мог получить льготы, то сейчас даже малый бизнес может вести диалог с госорганами. Раньше наши обращения всегда отодвигали на второй план, а сейчас появилось понимание что на малом бизнесе тоже строится экономика, поэтому мы можем получить земельные участки под строительство, льготные кредиты, помощь в поиске клиентов за рубежом. И это даже непривычно, ведь мы привыкли сами справляться со всеми сложностями, а тут нам помогают просто потому что мы бизнес и создаем рабочие места. Меня это очень радует, я благодарна что сейчас нас видят.
Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.