Технологии для бизнеса
- Какие технологии для МСБ сейчас востребованы?
- В малом бизнесе главный драйвер автоматизации ― государство. Требования законодательства ускоряют внедрение технологий в торговых компаниях. В этом году с 1 февраля для большого сегмента МСБ ― предпринимателей на специальных налоговых режимах ― вступили в силу новые законодательные требования к содержанию чеков. Теперь во всех чеках они должны указывать наименования проданных товаров вместо “позиция/товар по свободной цене”. Новые требования стимулируют предпринимателей переходить на номенклатурный или товарный учет.
Это долгосрочный тренд, постепенно всем компаниям придется перейти на такую форму учета и решения по товарному учету будут востребованы в малом бизнесе еще долгое время. Долгое время товароучетные программы воспринимались как дорогие и сложные для микробизнеса, но сейчас в МСБ появились доступные, нишевые, усеченные и максимально простые решения.
Второе направление ― электронный документооборот для предприятий, задействованных в обороте маркированного товара. В прошлом году ЭДО начали осваивать продавцы обуви, табака, шин, со следующего года ЭДО станет обязательным для продавцов одежды, текстиля для дома. По нашим данным, в табачной рознице, к примеру, предприниматели начинают использовать ЭДО и для приема немаркированных товаров. Благо, многие онлайн-кассы позволяют принимать электронные накладные, отправлять корректирующие документы или сразу подгружать товар в кассу. Внедрение ЭДО ― тоже долгосрочный тренд на ближайшие несколько лет.
Сейчас большая доля интернет-магазинов не проводит по кассе продажи. Но здесь опять же драйвером технологий выступает государство: усиливается контроль за переводами на карты и наличными
- Как бум онлайн-торговли влияет на малый бизнес?
- За прошлый год екоммерс вырос почти в полтора раза в денежном выражении (по данным Data Insight). При этом сейчас большая доля интернет-магазинов (речь не про крупные интернет-магазины и маркетплейсы) не проводит через кассу продажи. Но здесь опять же драйвером технологий выступает государство: усиливается контроль за переводами на карты и наличными. Постепенно онлайн-торговля обеляется, как это было с офлайн-розницей. И будут востребованы различные решения по онлайн-фискализации и интернет-эквайрингу, облачные кассы.
Одновременно растет и значение доставки для малого бизнеса. В период локдауна без доставки магазины просто закрывались, а сейчас доставка – это дополнительная прибыль для магазина. Ее уже осваивают магазины цветов, зоотоваров, косметики, в меньшей степени ― офлайновые магазины фэшн-сегмента. ИТ-решения для курьерской доставки развиваются в соответствии с запросом рынка, и услуги курьеров стали доступны даже для самых маленьких магазинов. Курьеры теперь могут использовать обычные смартфоны для приема оплаты и фискализации ― для этого есть специальные мобильные приложения с удаленным доступом к онлайн-кассе.
- Какие технологии помогают повышать эффективность бизнеса и оптимизировать затраты малых компаний?
- С прошлого года активно стали развиваться альтернативные технологии приема безналичных платежей ― в частности оплата по QR. Появились новые операторы и ИТ-решения. Для малого бизнеса обычный эквайринг может быть невыгоден по разным причинам из-за высокой комиссии или необходимости ставить на точку pos-терминал. Но принимать только наличные предприниматели тоже уже не могут, иначе потеряют большУю часть клиентов. Оплату по QR используют турфирмы, стоматологии, табачные лавки, магазины у дома, автосервисы и магазины автотоваров. В экосистеме Эвотора за последние полгода оборот и количество транзакций по QR выросло в 5 раз, количество подключивших QR-платежи ― в 4 раза, а активных пользователей ― в 2 раза.
Еще одно растущее направление ― программы лояльности. Предприниматели уже понимают, что недостаточно продать клиенту товар или услугу, важно стимулировать повторные покупки, формировать лояльность. В экосистеме Эвотора около 40 сервисов для программ лояльности, их используют 8% предпринимателей. Но пока для малого бизнеса это остается сложной темой - многие просто не знают с чего начать, как рассчитать скидки, какая программа лояльности им подходит. Так что будущее за сервисами, которые помогут предпринимателям сделать расчет программы и предложить простые алгоритмы.
- Какие инновационные решения для МСБ появились в последнее время?
В ИТ-решениях для МСБ стали использоваться технологии машинного обучения, видео и речевой аналитики ― то, что раньше было доступно только крупному бизнесу. Сервисы с помощью ИИ могут анализировать ассортимент и продажи магазина, дать прогноз продаж, помочь оптимизировать закупки. Сервисы видео и речевой аналитики помогают лучше контролировать продажи и качество обслуживания.
Все необходимые ИТ-сервисы уже доступны малым компаниям, с их помощью можно организовать процесс работы не хуже, чем в крупных магазинах. При этом платформенные решения доступны и по цене, и по легкости использования. Абсолютно всем компаниям придется перейти на новый формат, и кто быстрее это сделает, тот и снимет «сливки».
Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.