Не только доступ, но и доступность. Почему Ростелеком развивает обучение цифровой грамотности?

Цифровизация стремительно охватывает все сферы жизни, и хороший Интернет доступен в большинстве населенных пунктов России. Однако пожилые люди и инвалиды не могут самостоятельно освоить использование онлайн-сервисов. С развитием Интернет-технологий стала очевидна необходимость обучения социально незащищенных слоев населения основам цифровой грамотности. Для решения этой задачи Ростелеком создал проект «Азбука интернета». Отличный пример, когда цифровые технологии помогают решать социальные задачи – дают возможность пожилым людям адаптироваться к новым условиям.

Наталья Шушлина, департамент внешних коммуникаций
и корпоративной социальной ответственности "Ростелеком"

В рамках проекта была разработана программа, которая помогает старшим поколениям разобраться в основах использования Интернета: электронной почты, поисковых систем, и главное – использовании сервисов госуслуг. Также в программе обучения большое внимание уделяется безопасности работы в сети: на занятиях слушателям рассказывают о видах мошенничества и методах защиты от мошенников. А для преподавателей программы создана база данных на портале проекта, где они могут взять все необходимые материалы для проведения обучения. Таким образом соблюдаются стандарты проведения программы.

Проект реализуется совместно с пенсионным фондом России, а также его поддержали многие некоммерческие организации. Благодаря совместным усилиям обучение уже прошли более 350 000 пожилых людей, 91% из них активно используют портал госуслуг.

Несмотря на существенные ограничения офлайн мероприятий, в 2020 году обучение прошли 
38 345 пенсионеров и инвалидов на всей территории РФ

Решения в период ограничений

В период пандемии коронавируса пенсионеры и инвалиды оказались самыми уязвимыми группами населения, требования самоизоляции коснулись их в первую очередь. В этих условиях умение работать на компьютере и навыки работы в интернете стали важны как никогда.

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

Уже в первые дни перевода пенсионеров в режим самоизоляции на сайте «Азбуки интернета» была размещена информация о ресурсах, на которых можно узнать о ситуации с короновирусом (стопкоронавирус.рф), о возможности получения помощи от волонтеров (мывместе2020.рф, onf.ru и т.п.), а также специально разработанные инструкции, как самостоятельно заказать доставку продуктов и лекарств.

У пожилых людей не было возможности ходить на обучение, а базовые навыки возможно передать только на офлайн-занятиях. В этот период к реализации проекта подключились некоммерческие организации. В пандемию были реализованы ряд инициатив:


- в Ивановской области действовали 19 мобильных интернет-клубов для маломобильных граждан, консультации для них проводились на дому;


- в Мурманской области содействие в обучении навыкам компьютерной грамотности оказывалось социальными работниками на дому, через службу «Мобильная бригада»;


- в Республике Карелия консультации по наиболее востребованным вопросам (создание личного кабинета, заказ справок, навыки пользования электронной почтой) проводились в стационарной, полустационарной форме и на дому; консультирование проходило как онлайн, так и в офлайн-формате;


- в Ульяновской области был организован «Цифровой МФЦ», где велось очное обучение; реализуется проект «Тимуровцы информационного общества», в рамках которого обучение прошло около 2,5 тыс. пенсионеров;


- в Самарской области учреждения социальной защиты, кроме обучения, предоставили в прокат ноутбуки на период самоизоляции;


- в учреждениях соцзащиты Кузбасса обучение велось в дистанционном формате, специально для пенсионеров записывали обучающие видеоролики;


- в традиционно наиболее активно ведущей обучение Нижегородской области из-за эпидемиологической обстановки вести очное обучение было невозможно, однако учреждения социальной защиты переключились на организацию обучающих вебинаров, а очное обучение в периоды ослабления карантинов велось на базе библиотек;


- в Сибири 190 пенсионеров-железнодорожников из Новосибирска, Томска, Омска, Кемерово и Алтая прошли обучение по «Азбуке интернета» онлайн;


- региональные филиалы «Ростелекома» в Архангельске, Волгограде, Нижнем Новгороде и других городах РФ активно поддерживали всех желающих организовать обучение пенсионеров по программе «Азбука интернета», передавая тиражи учебников в библиотеки, НКО, учреждения социальной защиты;


- на Дальнем Востоке при поддержке «Ростелекома» с пенсионерами и инвалидами активно работала Сахалинская областная научная библиотека, где обучение прошли в общей сложности 750 человек.


Несмотря на существенные ограничения офф-лайн мероприятий в 2020 году обучение прошли 38 345 пенсионеров и инвалидов на всей территории РФ.

Новые возможности

Программа очень востребована, и мы постоянно дополняет проект новыми направлениями. Ежегодно на портале появляются новые модули расширенного курса, где подробно разбираются темы, интересующие пользователей. Информация об актуальных темах собирается путем опроса слушателей очных курсов и анализа обращений через форму обратной связи на сайте. После старта программы с базовым курсом в 2014 году, за 2015-2020 годы уже выпущено девять модулей расширенного курса. В настоящее время в работе еще два по темам «Кибербезопасность» и «Он-лайн оплата услуг ЖКХ».

С 2021 года меняется формат проведения семинаров для преподавателей – планируем переход на формат вебинара, что позволит слушателям не приезжать в студии, участвовать в мероприятии из дома. Это позволит существенно увеличить количество участников-преподавателей.


В 2020 году было снято и интегрировано в текст учебника на портале пять обучающих видеороликов; на сегодняшний день на финальной стадии (озвучка) находятся еще десять.


Начата работа над созданием он-лайн площадки для общения и обмена опытом для преподавателей на базе портала azbukainterneta.ru.

Решение социальных задач

Программа «Азбука интернета» — благотворительный проект «Ростелекома» и ПФР. Благодаря партнерству с некоммерческими организациями и высокому качеству разработанных материалов удалось добиться больших результатов.

Правильно выбрана механика реализации проекта: все материалы размещены в открытом доступе, использовать их в работе могут любые организации и частные лица, занимающиеся обучением пенсионеров работе на компьютере и в интернете. Свободный доступ к контенту делает получение знаний максимально доступным для всех, а учебное пособие может быть использовано в качестве самоучителя. Самое большое количество очных курсов организуют региональные отделения ПФР, учреждения социальной защиты и отделения Союза пенсионеров. Очные курсы организуют также НКО и библиотеки.


ПАО «Ростелеком» ведет работу по созданию новых обучающих материалов и актуализации ранее выпущенных, по разработке и поддержке интернет-портала, по организации семинаров и вебинаров, изданию печатной версии учебников и дальнейшему развитию проекта. Обеспечение доступности Интернета – это не только вопрос обеспечения доступности самой сети, но и обеспечения возможности использования Интернета всем гражданам и обеспечения их безопасности. Поэтому мы будем развивать это направление работы.

Все права защищены © 2020
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.