Как ИТ-продукты могут влиять на загрязнение атмосферы?

Проблема загрязнения атмосферы объединила весь мир в борьбе за чистый воздух. Законодательство многих стран меняется, ужесточаются экологические требования к бизнесу и планируется введение «углеродного налога». Эти меры в скором могут перевернуть экономику всего мира, всем компаниям – разного масштаба и из всех сфер - придется подстроиться под новые стандарты. Но как контролировать углеродный след компании? Решение создали в компании SAP – крупнейшем поставщике программного обеспечения для бизнеса. Как ИТ-продукт может бороться с глобальными экологическими проблемами?

Очевидно, что Россия заметно отстает от своих ближайших соседей, стран Европы, в борьбе с загрязнением атмосферы парниковыми газами. Именно поэтому новость о начале действия с 2023 года в странах ЕС «углеродного налога», который может коснуться и России, была воспринята неоднозначно. Дело в том, что введение трансграничного углеродного налога выведет вопрос работы с выбросами CO2 в финансовую плоскость, сырье и материалы, поставляемые в Европу российскими производителями, начнут проигрывать ценовую войну. По подсчетам экспертов налог составит около 30 долларов за тонну выбросов, для российских экспортеров убытки могут достичь 3-5 млрд долларов в год. Особенно пострадают экспортеры нефти, металлурги, производители удобрений.

Экономический эффект

Углеродный налог не единственная причина, по которой многим российским компаниям придется пересмотреть свои стратегии и включить в повестку ЦУР. Вторая причина – инвесторы, которые теперь уделяют пристальное внимание ESG-рейтингу (Environmental, Social and Governance), плохие позиции в котором поставят крест на привлечении инвестиций. Одна из последних тенденций на глобальном рынке – «зеленые кредиты», ставка по которым привязана к динамике показателей устойчивого развития компании. Первой российской компанией в нефтегазохимии, получившей такой кредит стал СИБУР, $50 млн предоставил банк UniCredit.

Влияние оказывают и потребители, которые теперь выбирают бренды часто опираясь на их эко-имидж, согласно исследованиям 42% потребителей разочаруются в бренде, если он не разделяет ЦУР. Также как и потенциальные сотрудники, они сейчас предпочитают работать в компаниях, которые соответствуют принципам устойчивого развития и углеродной нейтральности, при этом только 15% сотрудников компаний из списка Fortune 1000 удовлетворены действиями работодателей по защите окружающей среды. Мир постепенно переходит на прозрачную экономику, а тем, кто к этому не готов придется платить и смириться с потерей ценных кадров и потребителей.

Правила касаются каждого

Многие компании определили борьбу с «углеродным следом» важнейшей задачей для топ-менеджмента, ведь свой «углеродный след» оставляет любая компания, не только те, которые осуществляют выброс CO2 в атмосферу. К примеру, ИТ-компания, которая, казалось бы, не имеет никакого отношения к загрязнению воздуха, все же использует авто- и авиатранспорт, потребляет электроэнергию, для производства которой используются невозобновляемые источники, закупает продукцию, при выпуске которой осуществляются выбросы углекислого газа. Например, крупнейший морской грузоперевозчик Maersk уже в 2023 году начнет эксплуатацию углеродно-нейтральных контейнеровозов, о своем намерении прекратить страхование электростанций, продолжающих сжигать уголь, сообщила Allianz. SAP удалось сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 43% – 135 килотонн вместо планировавшихся 238 (в 2019 году, для сравнения, их объем составил 300 килотонн), к 2023 году, на два года раньше, чем планировались компания полностью избавится в своей работе от «углеродного следа».

Опубликовать материал о вашей компании

Имя
Ваш email
Сайт компании

В связи с возрастающим запросом на достижение целей устойчивого развития все больше вызовов находятся в поисках инновационных решений и в них готовы вкладывать серьезные деньги:

- $100 млн от Илона Маска за изобретение лучшей технологии по улавливанию углекислого газа из атмосферы;
- $500 млн от Майкла Блумберга на трансформацию угольной промышленности в США;
- $2,5 трлн от JPMorgan в течение следующих 10 лет на борьбу с изменением климата и программы по устойчивому развитию.

В рамках борьбы с выбросами можно выделитьтри главных технологических направления – сокращение прямых выбросов CO2, повышение энергоэффективности и снижение косвенных выбросов. Проблему прямых выбросов можно решать, например, аппаратными методами, в частности, с помощью разнообразных уловителей CO2. Если говорить об энергоэффективности, то тут опять же есть достаточно различных методик, одна из них – применение IT, а именно - получение прозрачной картины по энергопотреблению внутри компании, использование IoT и ML для максимально точного прогнозирования энергопотребления и поиска способов его снижения, кроме этого, технологии помогают отследить и различные аномалии в потреблении энергии и добиться их устранения.

ИТ-решение экологических проблем

Контроль энергоэффективности – начальный шаг в определении и управлении карбоновым следом, а конечная точка – создание интеллектуального предприятия, одна из составных частей такого предприятия экологическая нейтральность, в нем  большинство тактических решений принимается с помощью цифровых помощников, либо с ИИ на основе данных. Важно отследить не только собственные выбросы СО2, но и те, которые присутствуют в цепочках создания добавленной стоимости компании.

Будущее за интеллектуальными решениями позволяющими рассчитать объем выбросов по всем направлениям: прямым выбросам, используемым энергии и транспорту, закупаемым товарам. Внедрив такую систему, компания будет мониторить все свои процессы, связанные с выбросами CO2, и планировать активности так, чтобы сократить объемы «углеродного следа», отказываясь от тех или иных его источников.

SAP стала первой компанией в мире, разработавшей такое решение - SAP® Product Carbon Footprint Analytics (PCFA),  оно использует данные из SAP S/4HANA и внешних источников, анализирует их с помощью SAP Analytics Cloud. А первой компанией, внедрившей у себя решение стала немецкая Doehler - ведущий мировой производитель и поставщик ингредиентов для пищевой промышленности. Пока решение сфокусировано именно на выбросах CO2 в конкретных отраслях промышленности, однако оно развивается и в скором времени будет также измерять выбросы оксида азота и метана, учитывать объем производимого пластика, а также анализировать энергопотребление, объемы воды и землепользование.

Как работает программа

Углеродный след, рассчитываемый решением, состоит из четырех ключевых элементов по которым анализируются прямые выбросы:

- приобретенные товары
- закупленная энергия
- производственная деятельность
- транспорта

Эта информация суммируется и поступает в режиме реального времени из существующей системы SAP в SAC благодаря встроенным возможностям интеграции и согласованной модели данных. Расчеты в PCFA производятся с учетом соответствующих организационных и бизнес-элементов. Это позволяет представить углеродный след по различным измерениям, таким как заводы, центры затрат, материалы и продукты, что делает возможным детальный анализ и сравнения.

После первоначальной настройки решения PCFA компании получают данные, на основании которых могут принимать обоснованные решения. Например, информация о выбросах, характерных для конкретного предприятия, может помочь инициировать модернизацию завода или способствовать переходу на альтернативные источники энергии. До использования PCFA у производственных организаций часто были предположения, но с новыми данными они могут, наконец, точно определить, какие заводы имеют больший углеродный след, чем другие. А при дальнейшей детализации можно точно определить, за счет чего это происходит. Например, если выяснится, что выбросы углерода на заводе А высоки из-за потребления энергии в процессе выпечки, организация может сделать вывод, что пришло время заменить старые печи на современные и более энергоэффективные альтернативы.

Все права защищены © 2020
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.