Технологии для бизнеса
- Как появилась идея проекта, почему посчитали его перспективным?
- Проект TalkBank появился в 2016 году. Тогда мы только начинали развивать идею банка в мессенджерах, на тот момент только в Telegram. У нас уже был опыт развития сервиса по учету личных финансов — EasyFinance.ru для анализа расходов, доходов и сбережений клиента. Мы понимали потребности клиентов в финансовой сфере, и умели предоставлять актуальные разработки.
Идея создания банка в мессенджере появилась исходя из наших знаний рынка, мы видели тренды и понимали, что такой сервис крупные банки не смогут сделать. Для клиента главное — решение его проблемы, и механизм этого решения должен быть простой и необременительный: никто не хочет скачивать мобильные приложения и разбираться в них. Поддержка этой инфраструктуры дорого обходится банкам, но не дает желаемых эффектов, таких как кросс-продажи и возможность более глубокого вовлечения клиента в сервисы. Поэтому мессенджеры, голосовые интерфейсы и чат-боты — это то, что создает простую и дружелюбную среду вокруг клиента и позволяет ему не бояться использования банковских услуг. Он может спросить что-то о себе или своих финансах, и банк оперативно ему на все ответит, и не придется ждать ответа оператора.
- Были ли сложности на этапе запуска проекта?
- В начале работы проекта мы договорились с одним банком и даже выпустили партию пластиковых карт, но этот банк потерял лицензию. Это был известный случай, который создал проблемы в том числе Рокетбанку. Но мы быстро переориентировались, договорились с другим банком и успели к намеченному сроку старта выпустить с ним карты. Это был Транскапиталбанк, с которым мы начали работать дальше.
Стартап — это не маленькая организация. Это организация нового рода, ключевая задача которого — найти возможность роста и масштабирования
- Насколько важна команда для успешного запуска стартапа?
- Стартап — это не маленькая организация. Это организация нового рода, ключевая задача которого — найти возможность роста и масштабирования. Необязательно иметь классический набор людей, который присутствует в малых и средних компаниях. Стартап больше напоминает спецгруппу. На старте основой нашей команды были программисты и product-менеджеры, которые создавали product-сервис. Все остальные по факту были project-менеджерами с разными областями проектной деятельности. Далее из людей, которые занимались всем, стали формироваться отделы и направления. Это ключевое отличие стартапа от компаний, где предусмотрены штатное расписание и квалификации.
Также у нас существует школа project-менеджеров - мы постоянно набираем новых сотрудников и обучаем их внутри компании. Благодаря внутреннему обучению сотрудники в любом отделе понимают, как работает вся компания, и в случае сложностей знают, как их решать. Сейчас в нашей команде около 30 сотрудников. Мы выросли, и начинаем приглашать в компанию людей с опытом из других отраслей или нужных клиентских сегментов. Тех, кто много лет профессионально занимается этим видом деятельности и может реализовать свой опыт в компании.
- На чем зарабатывает проект?
- Мы, как Neobank или финансовый сервис, зарабатываем на комиссиях, вознаграждениях от работы и стоимости подключения к платформе. У нас есть ряд сервисов с разовой или ежемесячной стоимостью, которые оплачивают клиенты.
- Как удалось привлечь клиентов?
- Привлечение клиентов организовано по двум направлениям: это прямые продажи и лидогенерация из интернета. Также мы принимаем участие в конференциях, выставках и конкурсах.
Когда начинаешь строить финансовый сервис, первое, что нужно получить — это доверие. Его нельзя получить за несколько месяцев. Нужно работать на рынке несколько лет, чем мы и занимались — развивали платформу и договаривались с новыми клиентами. Рост и продажи начинаются только тогда, когда у компании есть конкурентное решение, и о ней знают уже несколько лет.
Сейчас мы работаем как с физическими лицами, так и с крупными организациями по всей России и в странах СНГ. Имея успешный опыт, мы планируем выход на европейский рынок, и уже имеем необходимые договоренности с банком-партнером за рубежом.
- Вы привлекали инвестиции?
- Как только мы выпустили наш продукт, мы занялись привлечением инвестиций, и очень быстро закрыли первый раунд с помощью краудфандинговых платформ, английских венчурных инвесторов и фонда ФРИИ. Эти деньги позволили нам разработать платформу, получить первых клиентов, выйти на стабильную выручку, развиться, расширить коллектив команды и осознанно подойти к следующему шагу — масштабированию в России и выходу в другие страны.
- Как ваш проект изменил банковскую сферу?
- Мы являемся примером для всех банков, страховых компаний и тех, кто занимается строительством сервисов в чат-ботах. Наш опыт наиболее успешный в этой отрасли. В отличие от тех банков, которые сейчас пытаются идти по нашему пути, мы сразу строили сервис для мессенджеров, не имея дополнительной инфраструктуры. И сейчас у нас самая большая экспертиза в этой сфере.
Я, как фаундер, много вложил в концепцию развития и архитектуру проекта. Многие вещи не видны потребителю, но без них нельзя построить полноценный чат-бот, банк или сервис. Поэтому чат-боты компаний, которые не имеют таких возможностей, работают либо в ограниченном режиме, либо уже не работают. Наш сервис растет и развивается: процент роботизации уже превысил 80%. То есть более 80% обращений в службу поддержки обрабатываются роботом. Все остальные транзакционные активности выполняются роботом на 100%. Такого результата сейчас нет ни у одного банка.
Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.