Технологии для бизнеса
- По каким специальностям в ВУЗе есть возможность дистанционного обучения?
- Тюменский индустриальный университет имеет большой опыт организации обучения в дистанционном формате. Уже много лет студенты заочной формы обучаются на программах с применением дистанционных технологий. Направления подготовки бакалавров, специалистов и магистров: «Строительство», «Электроэнергетика», «Нефтегазовое дело», «Землеустройство и кадастры», «Управление в технических системах», «Техносферная безопасность», «Химическая технология», «Машиностроение», «Техника и технологии наземного транспорта», «Экономика и управление», а также другие направления, ориентированные на подготовку инженерных кадров для востребованных в регионе отраслей.
Кроме того, педагогический дизайн всех программ повышения квалификации, программы переподготовки также предполагает частичное или полное использование дистанционного формата.
Как и для всех учебных заведений, 2020 год стал знаковым и показательным для ТИУ, так как дистанционный формат вошел в жизнь и для студентов очной формы обучения. И мы можем с уверенностью отметить, что университет благодаря достаточному опыту и энтузиазму работников Института дистанционного и дополнительного образования справился с этой задачей хорошо.
- Какие специальности наиболее востребованы в дистанционном обучении?
- Востребованность направлений обучения ТИУ в первую очередь определяется спецификой нашего университета. В первую очередь это топовые направления: «Техносферная безопасность», «Электроэнергетика и электротехника», «Автоматизация технологических процессов и производств» как на уровне бакалавриата, так и магистратуры.
Стабильный набор обеспечивают такие направления бакалавриата как «Химическая технология», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Машиностроение». Одно из самых востребованных направлений магистратуры в Институте дополнительного и дистанционного образования по количеству зачисленных студентов – это «Строительство».
Поступающие в ТИУ с 2021 года могут дистанционно получить высшее образование по специальности «Нефтегазовые техника и технологии». Результаты приемной кампании этого года показали повышенный интерес абитуриентов к специальности.
- Чем отличается дистанционное обучение от стандартных программ?
- С точки зрения формальных подходов дистанционное образование ничем не отличается от традиционного обучения. Все документы обеспечения учебного процесса едины для студентов разных форматов: учебный план, рабочие программы дисциплин, фонды оценочных средств и т.д. В реализации дисциплин участвует квалифицированный профессорско-преподавательский состав вуза, в том числе занимающийся научно-исследовательской работой. Защиту выпускных квалификационных работ обучающиеся проходят в соответствии с установленной в вузе процедурой, вне зависимости от способа освоения образовательной программы. Наши выпускники заканчивают вуз с дипломом о высшем образовании государственного образца. Форма получения образования «заочная» указывается во вкладыше к диплому. Различий в формулировках, связанных со способом освоения образовательной программы – нет.
Однако учитывая современные тренд цифровизации в образовании, Университет видит глобальное будущее за дистанционной формой обучения и с точки зрения педагогического дизайна программ, методов освоения, подходов к оценке уровня освоения компетенций. Например, практику геологи проходят на цифровом полигоне, а лабораторные работы обеспечены соответствующими симуляторами профессиональной деятельности.
Одна из перспективных технологий, которую мы внедряем в нашей электронной образовательной среде, связана с формированием цифрового профиля компетенций. Технология способствует повышению уровня мотивации студентов и слушателей, обеспечивая прозрачность результатов обучения на разных этапах освоения программы.
- Какие платформы вы используете для организации дистанционного обучения?
- На сегодня учебный процесс организован в электронной системе Eduson. Это система позволяет обучающемуся видеть свою программу обучения, изучать теоретический материал, выполнять практические работы, виртуально выполнять лабораторные работы, синхронно и асинхронно коммуницировать с преподавателем и другими студентами и многое другое. Кроме того, в ТИУ имеется собственная платформа массовых открытых онлайн курсов, данный формат освоения сегодня наиболее востребован на рынке цифрового образования. Все системы и сервисы, помогающие обучающимся, в ближайшем будущем станут частью единой бесшовной экосистемы университета.
- Нужен ли искусственный интеллект для дистанционного обучения?
- Крупнейшие аналитики рынка образовательных услуг отмечают, что в ближайшем будущем искусственный интеллект плотно вольется в эту сферу. Необходимость его внедрения в первую очередь связана с персонификацией образовательного процесса. Обучающийся в первую очередь – это субъект образовательного процесса со своими индивидуальными данными первичной диагностики на входе и собственным планом обучения, зависящим от запланированного результата обучения. «Вручную» ни один вуз даже с очень хорошо поставленным сервисом процессов не справиться с задачей аналитики такого массива данных о студентах. Поэтому уже сейчас мы разрабатываем собственный сервис сбора цифрового следа обучающихся, позволяющего в дальнейшем на основе предиктивной аналитики формировать с помощью цифрового тьютора индивидуальную траекторию обучающихся.
- Есть ли недостатки у дистанционного образования?
- Наряду с такими положительными моментами как: возможность работать с каждым обучающимся индивидуально, комфортный темп освоения программы, доступность учебных материалов; безусловно, как у любого формата у дистанционного образования есть свои минусы.
Во-первых, личная мотивация. Успех дистанционного обучения во многом зависит от уровня самоорганизации и мотивации студента. В учебном процессе важным становится развитие личной ответственности и опыта самостоятельного принятия решений.
Во-вторых, в целом недостаточный уровень владения цифровыми компетенциями у части студентов и преподавателей для комфортного и качественного использования всех возможностей цифровой среды.
В-третьих, недостаток личного общения с преподавателем. Но данную проблему можно решить, используя сервисы видеоконференций.
Основными заказчиками обучения в формате дистанционных технология являются работодатели. Большая часть обучающихся - представители отраслевых предприятий Тюменской области
- Влияет ли форма обучения на трудоустройство выпускников?
- На самом деле основными заказчиками обучения в формате дистанционных технология являются работодатели. Сегодня в Институте, высшее образование дистанционно получают порядка двух тысяч человек, а обучение по дополнительным программам проходят около трех тысяч слушателей. Большую часть контингента составляют представители отраслевых предприятий Тюменской области. Можно отметить широкую географию присутствия института как на территории России так и за ее пределами.
Дистанционная форма сдачи вступительных испытаний – оптимальная для абитуриентов, которые поступают в опорный ВУЗ, находясь на промыслах, в длительных командировках или проживают и работают в других регионах, а также в зарубежных странах.
Для предприятий, которые повышают уровень образования своих сотрудников, предусмотрен трехсторонний вариант договора. Все чаще отраслевые предприятия и индустриальные партнеры ВУЗа выбирают дистанционный формат повышения квалификации или профессиональной переподготовки для своих сотрудников.
Все права защищены © 2024
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, возможны только с письменного разрешения редакции.